Введение. 3
Глава 1. Финансирование малого предпринимательства в Российской
Федерации. 5
1.1.Сущность финансирования малого предпринимательства. 5
1.2.Эволюция и состояние финансирования малого предпринимательства в в Российской Федерации. 14
Глава 2. Проблемы финансирования малого бизнеса и пути их решения. 18
2.1. Проблемы финансирования малого бизнеса............................... 18
2.2. Исследование финансирования малого бизнеса на примере городского округа Тольятти................................................................................... 24
2.3. Пути развития финансирования малого бизнеса городского округа Тольятти. 31
Заключение. 34
Список литературы ...................................................................................... 36
Приложения................................................................................................... 38
Актуальность темы работы обусловлена тем, что малое предпринимательство является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально–экономическое и инновационное развитие страны. В силу своих особенностей малое предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности. Интенсивный количественный и качественный рост субъектов малого предпринимательства без государственной поддержки не возможен. Следовательно, для развития имеющегося потенциала сектора малого предпринимательства в России, актуальной становится задача совершенствования системы финансового обеспечения развития малого бизнеса.
Малое предприятие – это предпринимательская структура, владеющая небольшой долей рынка, масштаб и организационно-правовая форма которой определяются и ограничиваются действующим законодательством. Основными методами финансирования малого бизнеса являются самофинансирование; кредитное финансирование (долговое); лизинг; государственное финансирование (бюджетное); венчурное финансирование; смешанное финансирование; проектное финансирование. Наиболее приемлемыми для малого бизнеса являются бюджетный и кредитный методы финансирования, так как в настоящее время целевые программы для малого бизнеса предусматривают как грантовую поддержку для начинающих предпринимателей, так и субсидирование процентной ставки, которое делает привлекательным кредитный метод финансирование. В России большую часть финансовой и кредитной поддержки составляют банковские кредиты — 36%, что продиктовано не привлекательностью данных займов, а отсутствием альтернативных источников финансирования деятельности малых предприятий.