Защита дипломной работы: психоэмоциональный настрой

В процессе получения высшего образования каждый студент сталкивается с таким важным мероприятием как защита. В начале - это защита курсовой работы или проекта, а в конце всего обучения – защита дипломной проекта или выпускной квалификационной работы (по сути это одно и то же). Почему это мероприятие называется именно защита? Кого или что, и главное, отчего надо защищать?

Осваивая  определенную специальность, профессию, молодой человек присваивает множество компетенций. Уровень освоения знаний и овладение навыками в этом случае может быть различным. На начальном уровне вполне достаточно узнавание и понимание, на среднем - оперирование понятиями и знаниями для решения исполнительских задач, а на высшем – генерирование идей. Вот эта способность – генерировать идеи, видеть проблему и самостоятельно ее решать, базируясь на знаниях и предыдущем опыте (включая чужой опыт), позволяет судить о готовности к самостоятельной профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения. В этом контексте защита дипломной работы сводится в итоге к защите тех идей, которые родились в процессе изучения учебных курсов и прохождения производственной и преддипломной практик.

Защита – мероприятие всегда публичное, поэтому вызывает определенную страх и тревогу у всех защищающихся. Естественно, ведь на кону финальная отметка всему периоду обучения. Именно в этом момент могут разрушиться чьи-то надежды получить диплом с «отличием» вследствие неудачного выступления. Или, наоборот, для кого-то это шанс отличного трудоустройства (в состав комиссии в последнее время нередко входят потенциальные работодатели), поскольку их выступление было лучшим.

Вывод, защита – это ответственный момент, и готовиться к ней надо основательно. Для этого не будет лишним овладеть умением на публике защищать свою точку зрения, аргументировать и всесторонне доказывать ее. Хорошо проведенное исследование, качественно представленные результаты и прекрасное оформление – это только половина проделанной работы, поскольку отметка выставляется именно за защиту дипломной работы. Защита - это умение публично доказывать научную новизну и практическую значимость своих идей. Естественно, здесь не обойтись без ораторского искусства - риторики. Но для многих людей это недосягаемая вершина, им для начала просто бы не бояться выступать.

Страх перед аудиторией испытывают большинство защищающихся студентов. Непривычная атмосфера большой аудитории, незнакомые люди в комиссии и их значимость, большое количество гостей, - все это может свести к нулю  всю длительную и тщательную подготовку речи. Даже если вы заказали текст к защите, это не значит, что вам не надо готовиться. Ваша задача, в любом случае, задать себе нужный психоэмоциональный настрой, который позволит вам держаться твердо и уверенно перед публикой.

Психологическая подготовка включает в себя три основных этапа: предварительная подготовка, настрой непосредственно перед выступлением и самоконтроль в процессе.

Предварительная подготовка подразумевает в первую очередь вооружение всем необходимым материалом к защите: диплом, оформленный по всем правилам, текст речи, раздаточный материал, наглядность (плакаты, стенды и т.п.), презентация, шпаргалка. Если у вас чего-то не будет хватать, это создаст дополнительный дискомфорт перед выступлением и подсознательно может настроить вас на неудачу.

Желательно за несколько дней до предполагаемого выступления отрепетировать доклад сначала в уединение, потом перед близкими людьми. Хорошо, если ваша репетиция пройдет непосредственно в том зале, где будет проходить защита. Лучше даже, чтобы вы были одеты также как и на будущей защите.

В искусстве публичной речи существует много особенностей и нюансов: ожидать, что вы этому научитесь за пару дней бессмысленно, но все же можно не упустить главные из них: высота голоса (где-то можно понизить, где-то повысить), темп речи (быстрый или медленный), использование пауз, различной интонации речи (восклицание, вопрошание). Речь воспринимается достаточно понятно при средней скорости 120 слов в минуту - воспользуйтесь диктофоном, чтобы услышать себя со стороны и выделить свои ошибки. Это упражнение позволит узнать, укладываетесь ли вы в допустимое время доклада.

Не стоит забывать и про другие способы невербального общения с аудиторией - это поза, жесты, мимика. Как бы вы не волновались по время выступления, старайтесь не показывать это: нельзя теребить какие-либо предметы, подносить  руки к своему лицу (трогать нос, уши), поправлять прическу и т.п. Ораторские умения не всем даются одинаково быстро и легко, поэтому никогда не упускайте случай потренироваться в публичных выступлениях (например, на семинарах).

Многих интересует вопрос, как лучше выступать: читая текст или рассказывая. Практика показывает, что наиболее убедительно выглядит выступление с опорой на текст, то есть, какие-то места студент может читать с листа, а какие-то рассказывать (это важно заранее определить). При этом сохраняется зрительный контакт с аудиторией, речь выглядит более «живой», эмоциональной, но снижается вероятность допущения ошибки, использования в речи докладчика слов-паразитов.

Нелишне будет посещение защиты студентов других факультетов или специальностей, так как вы будете знать чего можно ожидать и чего действительно стоит бояться, а это вам лучше поможет подготовиться.

 Непосредственная подготовка к защите сводится к снятию стрессового состояния, чувства волнения, страха, выражающегося в учащенном сердцебиении, в ощущении сухости в горле и даже спастических болях в области живота. Выступление перед публикой – это всегда противопоставление индивида обществу, одного человека целой массе и поэтому воспринимается как своеобразная угроза его выживаемости.  Наш организм реагирует подобными соматическими проявлениями, чтобы заставить нас слиться с обществом, ибо в этом издревле виделась наша безопасность. Такая реакция в условиях современной жизни только вредит человеку, ухудшая и без того сложное положение, так как в такие моменты наступает кислородное голодание мозга. Следует за несколько минут до самого доклада психологически настроиться используя дыхание (сделать несколько глубоких вдохов и выдохов) и силу самовнушения.

Внушение самому себе является очень действенным способом самопрограммирования. Во-первых, можно признать невеликую значимость происходящего процесса, ведь никакой катастрофы не произойдет, если вы не выступите на «отлично». Во-вторых, можно представить данную процедуру как заурядный процесс выступления (типа очередного семинара). В-третьих, не нужно рисовать себе комиссию в виде каких-то «монстров», желающих вам зла, на самом деле, в вашем провале из преподавателей никто не заинтересован.  В-четвертых, верьте больше в себя, свои силы («я смогу», «у меня все получиться»). Подбор подобных психологических установок происходит индивидуально, поэтому попробуйте различные варианты, вспомните, что помогало вам раньше в таких же ситуациях.

Самоконтроль в процессе выступления – самой ответственный этап, поскольку может свести на нет всю предыдущую работу. Лучше всего начать свое выступление с приветствия, сопровождающегося искренней улыбкой, это поможет раскрепоститься вам самим и расположить к себе людей. Улыбайтесь, так как, это все-таки радостный момент в вашей жизни – вы подошли к кульминации обучения (все последующее уже эпилог). Слова приветствия могут быть примерно такими: «Уважаемая комиссия, вашему вниманию представляются результаты дипломной работы на тему….». Саму речь, кстати, рекомендуется строить от третьего лица (мы, нами, у нас), тем самым вы проявите уважение к людям, которые оказывали вам помощь - научному руководителю, специалистам с производства (в экспериментальной части исследования) и  другим преподавателям.

Уверенность в себе тесно связана с положительным принятием нас окружающими. Во время доклада мысленно выберите себе из числа присутствующих в аудитории позитивно настроенного человека. Это может быть ваш любимый преподаватель, друг или просто незнакомый человек. В процессе речи вы можете к нему обращаться взглядом, вкладывая в слова все свои чувства. Ни в коем случае не позволяйте себе отвлекаться на людей беседующих, выходящих или заходящих в аудиторию.

Если вас внезапно охватывает страх и волнение, попробуйте громче и тверже произносить слова, считываемые с листа, это отвлечет вас от внутренних эмоций. Во время собственного доклада старайтесь не отступать от плана выступления, так как в случае превышения лимита отведенного времени вы рискуете быть прерванным на полуслове, что может вызвать у вас излишний страх и неуверенность (все пошло не так как задумали вы).

 Ну вот, ваш доклад закончен - можно перевести дух. Но впереди еще один, не менее сложный этап – ответы на вопросы. Случается, что студента ставят в тупик самые простые вопросы, так как он в стрессовой ситуации  не может понять их суть. Отвечая на вопросы, не торопись, возьмите паузу, уточните смысл вопроса, так вы сможете дать более правильный и полный ответ. Многие с трудом воспринимают вопрос на слух, таким студентам можно посоветовать сначала записать вопрос на лист, а затем только отвечать. Помните, что кроме вас, мало кто разбирается в вашей теме, знает все ее тонкости и спорные моменты.

Сказать, что отсутствие вопросов – это хорошо, а их присутствие – это плохо,  нельзя. Иногда, дипломная работа вызывает живой интерес (и не только у комиссии) так, что желающих узнать о результатах исследования становится очень много. Любые вопросы надо воспринимать всегда позитивно, благодарить за них тех, кто их задает. Именно так проявляется интерес к вам и вашему труду.

 После окончания выступления не стоит себя сравнивать с другими выступающими - ваш взгляд вряд ли будет объективен в данной ситуации.  Вы проделали огромную работу, изучив большой объем литературы, проанализировав различные источники, проведя исследование на практике, сделав необходимые выводы и разработав свои рекомендации.  Оформление всего этого значительного труда в виде дипломной (выпускной квалификационной работы) заслуживает, прежде всего, вашего уважения к самому себе. Даже если вы не получили высокой оцени, не преживайте и помните, что существует определенный процент людей, на трудоустройство и карьеру которых, оценка (численный эквивалент) не оказала ни какого влияния.

 

 

Материал подготовила Е.Г. Комолова.