Введение.......................................................................................................... 6
Глава 1. Стрессы в современной организации и особенности управления ими 9
1.1. Понятие и факторы стрессов в современной организации. 9
1.2. Назначение и содержание стресс-менеджмента. 22
Выводы по первой главе. 28
Глава 2. Практика управления стрессами в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» (СПб ГКУ «МФЦ») 30
2.1. Краткая характеристика СПб ГКУ «МФЦ». 30
2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов СПб ГКУ «МФЦ» 34
2.3. Оценка стрессов в СПб ГКУ «МФЦ». 36
Выводы по второй главе............................................................................... 48
Глава 3. Рекомендации по оптимизации системы управления стрессами в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» (СПб ГКУ «МФЦ») 51
3.1. Рекомендации, направленные на улучшение социально-психологического климата в организации. 51
3.2. Рекомендации по профилактики и управлению стрессами. 56
Выводы по третьей главе. 62
Заключение. 65
Список литературы.. 70
Приложения. 73
Актуальность темы. Профессиональный стресс или стресс на рабочем месте стал сегодня проблемой управления. В отличие от некоторых других аспектов организационного поведения стресс негативным образом влияет на бюджет организации и оказывает физическое и психологическое воздействие на состояние сотрудников. Современная жизнь в целом и ее экономическая составляющая в частности является очень стрессогенной. Причем наиболее сильные стрессы, как правило, испытывают наиболее активные работники, которые ставят себе сложные задачи и стремятся достичь их в минимальный отрезок времени. Все это вызывает перегрузку, а перегрузка приводит к стрессу. У человека в состоянии стресса падает работоспособность, обостряются заболевания, понижается мотивация на работу. Сегодня важно, чтобы работодатели стали осознавать тот факт, что стресс на рабочем месте представляет собой весьма важную и постепенно разрастающуюся проблему не только для системы здравоохранения, но и для организации, где она требует формирования серьезной статьи затрат. В современное время необходим новый подход, который позволит сконструировать наиболее эффективную программу наступления на стресс путем предоставления необходимой для решения проблемы информации, другими словами, - стратегию, которая задает вопросы, прежде чем дает ответы. Управление стрессами становится относительно самостоятельной частью менеджмента, требующей контроля и регулирования. Цель стресс-менеджмента - контроль уровня стресса и управление напряжением. Основные задачи - минимизировать риски стресса, риски здоровья и психического состояния персонала для сохранения потенциала рабочей силы.
Работа в современной организации сопряжена с многочисленными и сильными стрессами. Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форсмажорных обстоятельствах.