Особенности когнитивной и эмоциональной сфер личности подростка.

Особенности когнитивной и эмоциональной сфер личности подростка.

Тип работы: 
Отчёт по производственной практике
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
29
Цена: 
400руб.
№ работы: 383

Введение. 3
Информационные карты по диагностическим методикам. 5
Анализ результатов исследования. 12
Заключение. Обсуждение полученных результатов 27

Практика проходила в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа №9» в городе Сосновый Бор Ленинградской области.

Директор школы – заслуженный работник образования РФ Шаталова Валентина Егоровна.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе:

Скуматова Елена Геннадиевна,

Смирнова Лариса Геннадиевна,

Кузнецова Людмила Васильевна.

Психолог школы Толстых Лариса Александровна.

Тема: Когнитивные и эмоционально-личностные особенности младших подростков с проблемным поведением.

Цель: установление психологических фактов, касающихся когнитивных и эмоционально-личностных особенностей подростков с проблемным поведением.

Предмет: особенности когнитивной и эмоциональной сфер личности подростка, а также особенности детско-родительских отношений.

Объект: младшие подростки с проблемным поведением, а также обычные подростки (возраст испытуемых от 10 до 11 лет).

Гипотеза: предположения о том, что:

1. Различия познавательной активности младших подростков с проблемным поведением детерминированы особенностями внимания.

2. В эмоциональной сфере подростков с проблемным поведением существенную роль играют мотивационная и инструментальная составляющие агрессии.

3. Восприятие подростками с проблемным поведением детско-родительских отношений, сложившихся в их семьях, значимо отличаются от восприятия их у сверстников, не демонстрирующих проблемного поведения.


Задачи:

1. Определение индивидуальных особенностей развития внимания у респондентов.

2. Определение уровня и индивидуальных особенностей показателей агрессивности у респондентов.

3.Определение индивидуальных особенностей восприятия детско-родительских отношений у респондентов.

Программа исследования:

1. Формирование контрольной и экспериментальной выборок исследования.

2. Психодиагностическое обследование обеих выборок по отобранным нами методикам.

3. Анализ первичных данных (табуляция).

4. Обработка первичных данных методами математической статистики (вторичная обработка данных).

5. Обобщение результатов исследования и формулировка выводов по нему.

Методы исследования:

1. Методика "Корректурная проба" (исследование особенностей внимания).

2. Методика «Опросник диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки».

3. Тест «Подростки о родителях» (изучение детско-родительских отношений).

4. Беседа.

5. Карта наблюдения за признаками агрессивности.

Целью нашей работы было установление психологических фактов, касающихся когнитивных и эмоционально-личностных особенностей подростков с проблемным поведением.

В качестве исследовательской гипотезы были выдвинуты предположения о том, что:

1. Различия познавательной активности младших подростков с проблемным поведением детерминированы особенностями внимания.

2. В эмоциональной сфере подростков с проблемным поведением существенную роль играют мотивационная и инструментальная составляющие агрессии.

3. Восприятие подростками с проблемным поведением детско-родительских отношений, сложившихся в их семьях, значимо отличаются от восприятия их у сверстников, не демонстрирующих проблемного поведения.

Для подтверждения или опровержения указанной гипотезы мы провели комплексное психологическое обследование 15 младших подростков, поведение которых рассматривается педагогами как проблемное, и 15 младших подростков с показателями «в норме». Математическая обработка результатов эмпирического исследования позволила придти к следующим основным выводам.

Мы обнаружили статистически достоверные сдвиги для всех уровней доверительной вероятности следующих показателей по примененным методикам исследования:

а) показатели выборки подростков с проблемным поведением превышают показатели выборки подростков с поведением в пределах возрастной нормы:

- показатели продуктивности и точности внимания по методике «Корректурная проба»;

- показатели по индексам враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки;

- показатели директивности, враждебности, автономности и непоследовательности со стороны как отцов, так и матерей по методике «Подросток о родителях».

б) показатели выборки подростков с проблемным поведением ниже показателей по выборке подростков с поведением в пределах возрастной нормы: позитивный интерес к подростку со стороны отца и матери по методике «Подросток о родителях».

Все вышеизложенное позволяет говорить о следующем.

Особенностью когнитивных процессов подростков с проблемным поведением является то, что внимание проблемных подростков обладает меньшей продуктивностью и точностью, чем у их сверстников с нормальным поведением. Учитывая, что внимание есть психологический феномен, не являющийся, строго говоря, познавательным процессом, но детерминирующий всю когнитивную сферу личности подростка, указанная особенность может привести к снижению качества и продуктивности познавательной деятельности ребенка в целом.

В то же время враждебность и агрессивность подростков с проблемным поведением гораздо выше, чем у их сверстников. То есть мы с неизбежностью приходим к выводам о том, что проблемным подросткам в 10-11 лет уже присуща мотивационная агрессия, как самоценность, а также – инструментальная агрессия как средство достижения значимых для себя социальных целей. Это тем более важно, что предполагает коррекцию системы психологической работы с проблемными детьми: в 10-11 лет младший подросток уже не только использует агрессию в своих интересах, но и получает своеобразное психологическое удовольствие от собственных агрессивных действий.

Наконец, анализ детско-родительских отношений говорит о том, что именно особенности существующей в семье подростка системы воспитания и особенности взаимоотношений с родителями во многом предопределяют развитие в поведении подростка проблемных элементов.

Так, качественный анализ показателей методики «Подросток о родителях» позволяет описать типичное родительское поведение, провоцирующее формирование и развитие проблемных моментов в поведении подростка.

В проблемной семье дети не ощущают позитивного интереса со стороны ни отца, ни матери. Подростки, особенно девочки, лишены возможности поделиться с родителями своими проблемами. В их семьях наличествует конформизм, декларация директивных норм. Матери склонны навязывать сыновьям чувство вины по отношению к себе, прибегая к постоянным напоминаниям о том, что «мать всем жертвует ради сына» и сравнению его с неким социально одобренным «эталоном ребенка». Отец подростка стремится завоевать авторитет с использованием доминантного стиля общения и «твердой мужской руки». Как правило, родители демонстрируют повышенную враждебность к своим детям, при этом мать обычно ориентируется на себя и свое самолюбие, а отец просто более жесток и необоснованно требователен. Родители также демонстрируют непоследовательность выбранной модели семейного воспитания и поведения, непредсказуемы, а, следовательно, для подростка непонятны. Их непредсказуемость, образно говоря, выбивает почву из под ног мальчика или девочки, вызывает у ребенка в 10-11 лет страх и стремление уйти от общения с родителями.

Особенности когнитивной и эмоциональной сфер личности подростка.
+7

Вертикальные вкладки