Введение. 3
Глава 1. Теоретическая и нормативно-правовая база лизинга. 6
1.1. История развития лизинга: экономико-правовой аспект. 6
1.2. Теоретические основы лизинга (классификация, организационные формы и виды лизинговых операций) 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование лизинга в России. 34
1.4. Анализ международного опыта лизинга (лизинговые отношения в сфере предпринимательства) 41
Глава 2. Основные направления развития лизинга в автомобильном транспорте и оценки его эффективности (на примере ЗАО «Европлан») 50
2.1. Тенденции и перспективы развития лизинга в автомобильном транспорте 50
2.2. Анализ состояния развития страхования лизинговых рисков. 68
2.3. Анализ экономической обоснованности лизинговых операций в отрасли 77
Глава 3. Направления развития организационного механизма лизинга в автомобильном транспорте. 86
3.1. Развитие организационного механизма лизинга в отрасли. Формирование инфраструктуры рынка лизинговых услуг. 86
3.2. Направление совершенствования системы лизингового страхования. 90
Заключение. 102
Список использованной литературы 109
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном касался розничных компаний, которые часто арендовали свои помещения. На протяжении последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги на покупку компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.
Актуальность развития и совершенствования механизмов лизинга в РФ, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего состоянием парка оборудования: значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может стать лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Лизинг является одной из наиболее интересных форм инвестирования, спосбоных значительно ускорить процесс обновления производства и способствовать вхождению экономик стран Содружества к структуры мирового рынка. Лизинг может дать мощный толчок процессам приватизации, конверсии, обновление технологического парка существующих предприятий и создание новых производств, оптимизировать использование имеющегося автомобильного парка и на выгодных условиях получить самое современное отечественное и зарубежное оборудование...
Российские предприниматели, как правило, надеются исключительно на решительные действия государства по предоставлению инвесторам необходимых гарантий, что на сегодняшний день не совсем оправдано. Несмотря на большую заинтересованность государства в привлечении долгосрочных инвестиций в экономику России, предоставлять всеобъемлющие гарантии оно просто не в состоянии. Поэтому непростительно пренебрегать уже существующим малозатратным и эффективным, успешно апробированным механизмом защиты инвестиций – страхованием.
На сегодня самая большая проблема рынка страхования лизинга – отсутствие опыта и у страховщиков, и у предприятий. Именно поэтому в международных сделках, участвует чаще всего западный страховщик. Как только лизинговые сделки в России станут повсеместными, страховщики смогут полноценно зарабатывать на страховании лизинговых платежей. В настоящее время в России услуги по страхованию лизинговых операций предоставляют только крупные компании. Лизинговые компании продолжают уделять достаточно много внимания обеспечению лизинговых сделок. Как и раньше, они предпочитают страховать лишь риски, связанные непосредственно с оборудованием. При этом наметилась тенденция к увеличению средней страховой суммы по текущим сделкам. По всей видимости, это объясняется в первую очередь ростом стоимости передаваемого в лизинг имущества, в том числе благодаря росту числа сложных сделок и развитию в 2009 году таких капиталоемких секторов, как железнодорожный транспорт и энергетика...