Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие о здоровом образе жизни 5
1.2. Формирование здорового образа жизни дошкольника в дошкольном образовательном учреждении и в семье 13
1.3. Проблематика ранней профилактики наркомании при формировании здорового образа жизни дошкольника в семье 23
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования предпосылок здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 28
2.1. Организация и проведение исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список литературы 38
Актуальность настоящей работы состоит в следующем. На современном этапе развития российского общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Семья - это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за другом моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе. Семья в том числе во многом способствует и формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Здоровый образ жизни - категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.
Завершая нашу работу, отметим, что формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета — эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования.