Вопрос 1.
Выберите группу для исследования. Пусть это будет коллектив, где вы работаете или даже ваша семья или семья ваших друзей и знакомых. Группа, в которой Вы учитесь. Используя метод психологии: открытое включенное наблюдение – опишите членов группы и взаимоотношения в группе придерживаясь следующего плана (не обязательно называть членов группы по именам, просто обозначьте их пол и возраст).
1) Каков характер социальной группы (рабочий коллектив, семья)
2) Как долго члены группы взаимодействуют между собой. Как Вы думаете, на какой стадии развития находиться группа. Почему Вы так думаете?
3) Опишите членов группы. Какой темперамент присущ каждому из них, объясните, почему вы так считаете. Каковы ведущие акцентуации их характеров, как и в чем они проявляются.
4) Есть ли в группе иерархия? Какова структура взаимоотношений в группе? Нарисуйте схему властных полномочий в группе.
5) Кто является лидером в группе. Лидер не формальный или является руководителем?
Вопрос 2.
Прочитайте статью. Дайте оценку ситуации.
1) Права ли сотрудница?
2) Прав ли работодатель?
3) Какие ошибки были совершены со стороны руководителя?
4) Представьте, что девушка с такой историей пришла работать в вашу компанию. Как Вы, будучи ее начальником, выстроите отношения с девушкой. Свой ответ аргументируйте.
Вопрос 3.
Прочтите разговор Марии с психологом. Ответьте на вопросы:
1) По какой причине у Марии не могут сложиться хорошие отношения с начальником.
2) Почему девушку все загружают?
3) Какие пересечение трансактов вы можете увидеть в ситуации, когда Елене дают работу сверх нормы, а она не может отказать.
4) В каком эго-состоянии тогда находиться она, а в каком начальник?
5) Дайте рекомендации Елене о том, как ей стоило бы поменять свое эго-состояние для более продуктивного выстраивания отношений со своим начальником. Объясните, почему Вы так считаете.
Вопрос 4.
Прочитайте информацию о психологической ситуации одного из сотрудников офиса.
Ответьте на вопросы:
1) Определите, кем по темпераменту является сотрудник. Какая его основная акцентуация характера.
2) Какой стиль руководства применяет начальник.
3) Какими качествами обладает сотрудник и начальник, на ваш взгляд.
4) Сотрудник находиться в состоянии постоянного стресса. Определите, какова стадия развития стресса.
5) Какие факторы влияют на развитие стрессового состояния у сотрудника.
6) Кем является руководитель для сотрудников отдела: лидером или формальным руководителем. Объясните, почему вы так думаете.
7) Разработайте рекомендации для изменения поведения начальника, чтобы ему лучше было выстроить взаимоотношения с подчиненными.
8) Попробуйте сформулировать правила поведения сотрудника, чтобы иметь возможность снять стрессовую ситуацию на работе, предотвратить свое профессиональное выгорание, какой вид поведения следует выбрать сотруднику.
Вопрос 5.
Прочитайте стенограммы и протоколы различного рода совещаний.
- Стенограмма заседания Московского народного клуба ОНФ: "Оборонный комплекс России: проблемы и перспективы развития"
- Стенограмма заседания Общественно-экспертного совета по обсуждению организации видеотрансляций с избирательных участков (19 декабря, РИА Новости)
- Ознакомьтесь с протоколами дагестанской энергетической компании (выберите любые три протокола).
Ответьте на вопросы:
1) Сравните содержание стенограмм и протоколов по критериям (можно составить таблицу): информативность (высокая, низкая), степень участия членов группы в обсуждении проблем, наличие лидеров в обсуждении, групповая атмосфера.
2) Присутствует ли на каком либо совещании признак конформизма. В чем он проявляется. Как вы думаете почему?
Какие условия для его возникновения изначально были заложены в группе.