Введение…………………………………………………………………………..3
1. Геополитическая транформация Южного Кавказа …………………………4
2. Виды незаконной торговли оружием……………………………………….12
3. Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с незаконной торговлей оружием………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………25
Актуальность исследования. До 1989 г. монополия на торговлю оружием принадлежала Центральному инженерному управлению, входящему в состав Министерства внешней торговли, а потом – Министерства экономического сотрудничества с зарубежными странами. После вхождения в силу постановления о хозяйственной деятельности в 1989 г. область компетенции ЦИУ была изменена - торговой деятельностью, связанной с международной торговлей оружием, начали заниматься компании, действовавшие по нормативным актам Коммерческого права, - "ЦЕНЗИН" и "ЦЕНРЕКС".
На рубеже 1991-92 гг. ВИС разработали т. наз. концепцию организации контрразведывательной защиты производства оружия и постоянного наблюдения за специальными денежными оборотами польских фирм. Было признано, что существует "угроза провокации для безопасной торговли оружием , осуществляющейся польскими фирмами". Истинной целью этого шага было создание механизма незаконной торговли оружием . С этой целью был создан специальный отдел, занимавшийся этими задачами – 6 Отдел (позднее: 36) по защите военной промышленности (14 штатных мест, занятых военнослужащими). С самого начала в этом отделе служил Марек Слонь, а среди его руководителей были офицеры из Отдела Y, обучавшиеся в СССР: Эугениуш Лендзён и Цезарий Липерт. Деятельность 6 (36) Отдела III Управления была своеобразным прикрытием интересов II Управления (разведки) ВИС.
Целью курсовой работы является исследование вопроса незаконной торговлей оружия на постсоветском пространстве.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить геополитическая транформация Южного Кавказа;
2) рассмотреть виды незаконной торговли оружием;
3) проанализировать особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с незаконной торговлей оружием.
В качестве методики исследования применялся метод анализа и сравнения.
Сегодня по уровню доходности и динамизму развития незаконный оборот оружия, уступает лишь индустрии наркобизнеса. Различие между законными и незаконными поставками вооружений в значительной мере определяется не характером продукта, а тем, кто является конечным потребителем. Сделки на черном рынке оружия представляют собой подпольную деятельность, где значительная часть расходов связана с тайным характером таких сделок, а обратный поток денежных средств проходит процесс легализации.
Насилие с применением оружия превратилось в инструмент давления на государственные структуры различных уровней, способом запугивания или устранения конкурентов по бизнесу, несговорчивых банкиров, неисправных должников и настойчивых кредиторов, средством разрешения конфликтов в преступной среде.
Резкому увеличению спроса на нелегальном рынке оружия способствуют также политическая нестабильность и связанные с ней вооруженные конфликты. Незаконный объем продажи оружия возрос в результате этнических, религиозных и националистических вспышек, которые в некоторых случаях переросли в открытую войну в таких регионах, как Балканский полуостров, район Карпат, Кавказ, Восточная и Западная Африка и Западная Азия. Огромные склады оружия вышли из-под контроля правительств и попали в руки организованных преступных элементов, которые быстро наладили необходимые пути поставок только в первой половине 1992 года общий объем зарегистрированных краж огнестрельного оружия в новых демократических странах Восточной Европы вырос почти на 30 процентов.
Россия сегодня превращается регион быстрого распространения этого черного бизнеса, активно вовлекается в незаконные экспортные и импортные операции с оружием. Анализ документов, проходящих по каналам НЦБ Интерпола в РФ, свидетельствует, что через границы Российской Федерации оружие переремещается по двум основным направлениям. Во-первых - это контрабандный ввоз в Россию легкого стрелкового вооружения (в основном пистолетов), и с другой-настойчивые попытки вывоза за рубеж крупных партий боевого оружия и техники под видом законных коммерческих сделок. Подготовка подобных операций отличается особой тщательностью и глубиной.