Введение 3
Глава 1. Международная конкуренция рынка
телекоммуникационных услуг 5
1.1. Телекоммуникация как сектор экономики 5
1.2. Развитие на международном рынке
телекоммуникационных услуг 8
Глава 2. Российская Федерация на рынке
телекоммуникационных услуг 14
2.1. Значимость рынка телекоммуникационных услуг и основные
показатели его развития для Российской Федерации 14
2.2. Конкуренция на рынке телекоммуникационных услуг
и субъекты естественных монополий 18
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Сегодня телекоммуникации являются динамичным сектором в экономике многих стран. По оценкам Международного телекоммуникационного союза (International Telecommunication Union), доходы от услуг телекоммуникаций в 2001 г. увеличились по сравнению с предыдущим годом на 10% при росте мирового ВВП не более чем на 3%. Доходы от услуг традиционной телефонии имеют наибольшую долю в общей структуре доходов.
Рынок телекоммуникационных услуг это высококонцентрированный рынок, во-первых, по географической структуре (около 90% рынка приходятся на страны - участницы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)) и, во-вторых, по структуре участников (на 6 крупнейших телекоммуникационных компаний приходится около 40% всех доходов отрасли).
Ведущие компании отрасли являются операторами-универсалами, предоставляющими целый комплекс телекоммуникационных услуг: фиксированную телефонную, сотовую и спутниковую связь, доступ в Интернет и т.д. Такой широкий профиль деятельности объясняется тем, что пользователи заинтересованы в комплексном получении различных услуг связи.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что исследование тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг позволяет судить о том, какие в настоящее время происходят изменения, связанные с эффективным использованием новых информационных технологий, как для индивидуальных пользователей, так и для бизнеса корпоративными структурами, малыми и средними предприятиями, В условиях современного динамично развивающего рынка телекоммуникационных услуг особое значение приобретает умение грамотно использовать новые телекоммуникационные технологии, инструменты маркетинга при продвижении новых услуг с целью достижения конкурентных преимуществ на рыночном пространстве. Рынок телекоммуникационных услуг- это сложная система оборота информационных потоков, которая может оперативно передавать информацию практически в любой регион и на любое предприятие, качать, фильтровать и контролировать передачу и прием больших массивов информации, необходимых как для ведения бизнеса, так и для индивидуальных заинтересованных пользователей. С одной стороны, увеличение числа операторов телекоммуникационного рынка привело к повышению качества, расширению спектра предоставляемых услуг и снижению цен на эти услуги. С другой стороны, - следует отметить, что в регионах конкуренция между операторами, в конечном счёте, не способствует развитию телекоммуникационного бизнеса. Поэтому маркетинговый механизм формирования конкурентных отношений на рынке телекоммуникаций представляет теоретический и практический интерес.
Цель курсовой работы: изучить международную конкуренцию рынка телекоммуникационных услуг.
Задачи:
- рассмотреть телекоммуникацию как сектор экономики;
- обозначить развитие на международном рынке телекоммуникационных услуг;
- определить место Российской Федерации на рынке телекоммуникационных услуг.
Объект: рынок телекоммуникационных услуг.
Предмет: международная конкуренция рынка телекоммуникационных услуг.
Таким образом, определив, в какой мере объемы, структура и тенденции российского рынка отвечают мировым тенденциям, мы получим представление о том, насколько Россия готова либерализовать свой рынок в рамках ВТО.
Сегодня объем российского рынка телекоммуникационных услуг, по разным оценкам, составляет 4,5-6 млрд долл. (такой разброс показателей связан с эффектом ухода ряда альтернативных операторов от налогообложения и несовершенством статистики по малым компаниям). Однако для рассмотрения проблемы важно отметить, что российский рынок крайне мал и не превышает 0,5-0,6% мирового.
Сегодня сруктура российского рынка телекоммуникационных услуг во многом совпадает со структурой мирового рынка.
Относительно низкая доля доходов от документальной связи – это единственное существенное отличие. Это связано с тем, что услуги по передаче данных в России только начинают развиваться.
В отличие от большинства зарубежных стран, в России телекоммуникационный рынок можно поделить на две большие части в зависимости от наличия конкуренции:
- контролируемый государством сегмент региональных операторов и Ростелеком;
- либерализованный сегмент альтернативных операторов.
На альтернативных операторов приходится более половины рынка, хотя им принадлежит менее 8% инфраструктуры. Такое положение вещей объясняется следующими факторами:
- более высоким качеством услуг связи у альтернативных операторов;
- широким набором услуг, включая мобильную связь, доступ в Интернет и передачу данных (региональные операторы предоставляют преимущественно услуги фиксированной телефонии);
- большой долей корпоративных клиентов в клиентской базе, которые готовы платить более высокие тарифы, чем население;
- отсутствием контроля за тарифами со стороны государства.
Динамичными видами услуг в России, так же как и в промышленно развитых странах, являются мобильная связь и услуги по доступу в Интернет.
По сравнению с мировым рынком число пользователей сети Интернет в России росло опережающими темпами. Так, если увеличение числа пользователей в мире за 2000 г. составило 50%, то в России этот показатель составил 100%.
Столь высокий рост в сегментах Интернета и мобильной связи объясняется увеличением реальных денежных доходов населения и ненасыщенностью рынка.
Успешная маркетинговая политика отдельных компаний, особенно альтернативных операторов мобильной связи, минимизировали влияние мирового кризиса в телекоммуникационной отрасли на российских операторов.
Подводя итоги необходимо отметить, что многие мировые тенденции телекоммуникационной отрасли затронули и Россию. Ряд сегментов развивается в России быстрее, чем на мировом рынке (Интернет, мобильная связь). Однако российский телекоммуникационный рынок весьма мал и имеет двухслойную институциональную структуру: наряду со свободными конкурентами на нем действуют естественные монополисты - региональные операторы, контролируемые государством и выполняющие социальные функции обслуживания населения по заниженным тарифам.