Взаимосвязь темперамента с успеваемостью.

Взаимосвязь темперамента с успеваемостью.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
65
Цена: 
600руб.
№ работы: 365

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи темперамента и успеваемости учащихся средней школы 5
1.1. Темперамент как психическое свойство 5
1.2. Опыт исследования влияния темперамента на успеваемость 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента и успеваемости у учеников средней школы 23
2.1. Методики исследования 23
2.2. Ход, организация и результаты исследования 32
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения 47

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка. Позитивным является готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка, являясь той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

Учебная деятельность старшего подростка имеет ряд характерных особенностей. С онтогенетической точки зрения, в подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. При одиннадцатилетнем обучении скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из VIII в IX класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.[1].

При этом встаёт довольно интересный вопрос о детерминантах успешности обучения старших подростков в рамках образовательной программы. Понятно, что мотивационно-потребностная сфера, продолжая своё развитие в онтогенезе, оказывает значительное влияние на отношение к учебной деятельности, а, значит, в конечном счете, и на успешность учёбы как таковой. Но только ли она одна? Не существует ли других причин, связанных с возрастными изменениями в психофизиологии старшего подростка, а также особенностями его развития в онтогенезе? В этой связи нас привлекла проблема темперамента, представляющего собой индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Целью настоящей работы является изучение взаимосвязи между успеваемости учеников общеобразовательной школы и характеристиками темперамента.

Объектом исследования являются подростки в возрасте 15-16 лет, ученики IX и X классов общеобразовательной средней школы. Предметом исследования – взаимосвязь характеристик их темперамента и их успеваемости по отдельным предметам.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что характеристики темперамента находятся во взаимосвязи с показателями успеваемости у учеников средней школы.

В ходе исследования планировалось решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы темперамента на основе психологических источников.

2. Проанализировать опыт исследования взаимосвязи темперамента и интеллектуальных показателей, а также показателей учебной успешности, в отечественной психологической науке.

3. Спланировать и провести эмпирическое исследование по заявленной проблематике.


[1] См.: Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет) – М., РОУ, 1996. – 180 с.

Завершая настоящую работу, отметим следующее. А.Маклаков указывает, что современная психологическая наука полагает, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит — в настоящее время еще не известно. Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента[1]. В то же время проанализированное нами исследование, проведенное В.Дружининым и соавторами говорит о том, что свойства темперамента всё же могут рассматриваться как общие способности первого уровня, и, следовательно, как детерминант успешной школьной успеваемости. Видимо, дело в том, что проблема темперамента в современной науке ещё не получила своего окончательного разрешения.

Гипотеза нашего исследования подтверждена частично. Мы получили данные, свидетельствующие о том, что, по крайней мере, некоторые из характеристик темперамента связаны с успешностью обучения старших подростков по отдельным предметам. В то же время исследование имеет дальнейшую перспективу, о чем мы указывали в наших выводах.


[1] См.: Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2010 – 592 с.

Взаимосвязь темперамента с успеваемостью.
+7

Вертикальные вкладки