Введение 4
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста как основы воспитания гуманных чувств к объектам природы 7
1.1. Понятие экологического воспитания как нового и приоритетного направления работы с детьми дошкольного возраста 7
1.2. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников 23
1.3. Роль ознакомления дошкольников с природой родного края в процессе экологического воспитания 26
Глава 2. Методика ознакомления с природой родного края в процессе экологического воспитания дошкольников 29
2.1. Выявление уровня экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой родного края и воспитания гуманного отношения к объектам живой природы 37
2.3. Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Подмосковья для воспитания гуманного отношения к объектам живой природы 47
Заключение 49
Список литературы 50
Приложения 53
Воспитание гуманных чувств к объектам природы у детей дошкольного возраста является одним из основных элементов гуманистического воспитания детей и составляет одну из целей экологического воспитания. Это в том числе обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в подходе по ознакомлению детей с природой, его рамки расширились до экологического воспитания дошкольников.
Сущность экологии хорошо отражают "законы", сформулированные американским ученым Б.Коммонером: всё связано со всем; всё куда-нибудь девается; всё что-нибудь стоит; природа знает лучше.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Завершая настоящую работу, отметим следующее. Процесс формирования экологической культуры городских дошкольников наиболее устойчиво происходит при следующих педагогических условиях: в качестве теоретико-методологической основы учитываются как общие, так и региональные особенности воспитания детей; определены структура и содержание основных компонентов экологической культуры дошкольников применительно к городским условиям; разработана технологическая модель освоения мира природы родного края, обеспечивающая успешность их экологически грамотной и научно обоснованной деятельности в условиях города. На этой основе у дошкольников формируется в том числе гуманное отношение к объектам природы.