ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ... 6
1.1. Социальная сущность удовлетворенности трудом. 6
1.2. Особенности межличностных отношений в коллективе сотрудников. 19
1.3. Влияние межличностных отношений в коллективе на удовлетворенность профессиональной деятельностью.. 26
Выводы по первой главе. 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ... 35
2.1. Организация и описание методик исследования. 35
2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 41
2.3. Факторы удовлетворенности трудом как основа мотивации персонала. 53
Вывод по второй главе. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Интерес к межличностным отношениям в коллективе, особенно в коллективе трудовом, всегда был очень высок. Сегодня, с усложнением положения в экономике, с усилением конкуренции, со все возрастающей проблемой оптимизации всех процессов в организации для достижения максимального результата этот интерес возрос еще больше. Свою долю здесь добавляют и рост требований к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, и усложнение психической жизнедеятельности людей, постоянный рост их личностных притязаний.
Отношение к другим людям составляет основную грань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям, то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать...
Изменения, происходящие в образовании на данном этапе, вызваны социально-экономическими изменениями, происходящими в первую очередь в России и в мире.
Естественно, что современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Центральное место в про-цессе решения многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит человеку – руководителю и педагогу, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты.
В связи с этим возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Люди всегда рассматривались и рассматриваются как основной ресурс любой организации, от которого зависит вся ее деятельность...