Введение............................................................................................................ 3
1. Теоретические аспекты исследования среднего класса как. 5
потребителей на рынке товаров и услуг. 5
1.1 Понятие среднего класса. 5
1.2. Особенности потребительского поведения в рамках статусных групп 12
2. Исследование особенностей потребительского поведения среднего класса в России.......................................................................................................................... 17
2.1 Оценка численности представителей среднего класса в России.... 17
2.2 Специфика потребления представителями среднего класса в России 21
3. Проблемы реализации потребностей среднего класса в России и пути их решения .......................................................................................................................... 31
Заключение...................................................................................................... 45
Список литературы ........................................................................................ 47
К концу 2000-х годов в России 20–30% населения относится различными исследователями к среднему классу. Структура потребления среднего класса достаточно сложна и заметно отличается от потребления других слоев населения. Ядро среднего класса заметно превосходит население, не принадлежащее к среднему классу, не только по уровню доходов, но и по показателям обладания объектами недвижимости, товарами длительного пользования, а также отличается большей свободой расходования средств на текущее потребление, активностью сберегательного поведения. Средний класс более образован и происходит из более образованных семей, его отличает склонность к более здоровому образу жизни и более высокая включенность в информационные технологии.
Средний класс является сложным гетерогенным явлением, который стал массовым при индустриальной и позднеиндустриальной стадиях общественного развития. По нашему мнению, средний класс может быть определен как единая социальная целостность, в основании которой существуют различные социально-экономические группы, обладающие общими сущностными признаками, характеризующимися системой равнозначных доминант (доход, образование). Его формированию способствовали развитие экономического пространства, третичного сектора.