Введение 3
1. Концепция Ершовой Г.Г. 5
2. Концепция Баглай В.Е. 7
Заключение 10
Список используемой литературы 11
В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, однако многие исследователей считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива. От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики").
Более 200 лет племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины, прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко. Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.
У каждого историка свой взгляд на историю ацтеков, так например Ершова Г.Г., старший научный сотрудник Института археологии РАН, директор Центра мезоамериканских исследований им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, в своей книге «Древняя Америк: полет во времени и пространстве» особое внимание уделяла выдающимся цивилизациям континента, однако это и почти энциклопедическое издание, поскольку в них собрана информация о большинстве древних американских культур. Вместе с тем они описаны в научно-популярном жанре, что делает их доступными самым широким читательским кругам
Новые книги Г.Г.Ершовой, из цикла «Древняя Америка: полет во времени и пространстве» посвящены истории древних культур и цивилизаций Нового Света. Эти издания уникальны не только для нашей страны. В двух книгах рассматривается весь период развития цивилизации в Новом Свете - от заселения континента и до появления испанцев, в них представлены самые современные научные материалы по культурам всех «трех Америк»: Северной, Центральной и Южной. Особое внимание уделено выдающимся цивилизациям континента, однако книги являют собой и почти энциклопедическое издание, поскольку в них собрана информация о большинстве древних американских культур.
Так же этим вопросом интересовался Баглай В.Е. в своей книге «Ацтеки: история, экономика, социально-политический строй». В книге впервые в отечественной историографии всесторонне обрисована одна из трёх великих древних цивилизаций Америки. Основой работы послужил огромный фактический материал, использование которого превращает её в компендиум знаний об ацтеках.
Цели работы: Сравнение взглядов на историю (концепцию) Ацтеков у Баглай и Ершовой
Задачи:
- изучение концепции Ершовой;
- изучение концепции Баглай;
- сравнение концепций Ершовой и Баглай.
Подводя итог проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что Ершова описывает Ацтеков как высоко развитую интеллектуальную цивилизацию, а Баглай как охотников и собирателей, более поздних повествований ацтеков-земледельцев.
Ершова описывает Ацтеков с позиции науки и культуры, а Баглай в большей степени придерживается социально-политического анализа.
Различные исследователи ацтекского общества относили его то к древневосточной модели, то к модели государства классического рабовладения. И в настоящее время в историографии древнеацтекского общества сохраняются крайние точки зрения, используются разные теории в качестве методологической основы. Все они в разной степени и форме так или иначе нашли свое отражение в соответствующих главах монографии Баглай В.ИЕ.
В работе Ершовой используется иерографический материал Ацтеков.
В работе Баглай частично использованы документы (кодексы) ритуального, религиозного содержания. Лишь фрагментарно используются такие кодексы, как «Холст из Тлашкалы», «Кодекс Уамаштла» и «Кодекс Отласпан».
Кроме письменных источников в работе Баглай как и Ершовой использовались изображения некоторых образцов древнеацтекского монументального искусства, предметов ритуального и культового назначения. Все они так или иначе связаны с идеологией, и обращение к ним позволяет, как кажется, лучше представить религиозно-идеологическую атмосферу, в которой существовали ацтекские общество и культура.