Содержание и формы инновационного процесса в отраслях топливно-энергетического комплекса России

Содержание и формы инновационного процесса в отраслях топливно-энергетического комплекса России

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Инновационный менеджмент
Год выполнения: 
2012
Объем: 
114
Цена: 
6 000руб.
№ работы: 1021

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инновационного процесса 6
1.1. Понятие инновационного процесса 6
1.2. Государственная поддержка инновационной деятельности в ТЭК 26
1.3. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятий топливно-энергетического комплекса 42
Глава 2. Проблемные аспекты инновационной деятельности в Топливно-энергетическом комплексе России 46
2.1. Отраслевая структура комплекса 46
2.2. Нефтяная промышленность России и ее развитие 52
2.3. Основные факторы развития Топливно-энергетического комплекса, их наличие и состояние 65
Глава 3. Инновационный процесс в топливно-энергетической сфере 74
3.1. Особенности инновационного процесса в топливной сфере и их перспективы. 74
3.2. Формирование инновационной стратегии в топливно-энергетической сфере. 83
Заключение 108
Список использованной литературы 114

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ, является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Однако. Современная технология не стоит на месте, а природные запасы углеводородного сырья постепенно снижаются что в обозримом будущем может привести к серьезному кризису.
По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность. Для этого в первую очередь нужно:
1) Пересмотреть систему налогообложения, оптимизировав налоги для перерабатывающих предприятий, однако установить высокие штрафы за нерациональное использование природных богатств и нарушение экологии.
2) Сохранение единого экономического пространства - условия выживания топливно-энергетического комплекса.
3) Найти четкую и продуманную программу инвестиций в ТЭК, особенно в части альтернативных источников энергии.
4) Создать необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую твердую законодательную базу для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.
8) Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью выявления запасов нефти и газа в северном ледовитом океане.
Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования 3ми лицами. В этом направлении предприняты серьёзные шаги, что отражено в принятии 4 части ГК.
Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.
Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако в современном мире скорость с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций.
Российская венчурная компания – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов. Дело ещё и в том, что ранее было проблематично консолидировать инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство как бы говорит, - «Вот вам пожалуйста деньги, только разработайте то, что мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов.
Другое дело Банк Развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл президент Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у Банка развития много задач и поддержка инновация не является непосредственно главной среди них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ.
Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.
А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.
В Федеральной целевой программе можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них. Однако как и любой первый шаг, он чересчур осторожен.
Во–первых, деньги выделяются немалые, но, не дотягивают до уровня мировых лидеров. На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год. Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. Еще одно сравнение. В 2006 году свой план вложений в инновационные технологии обнародовала компания General Motors. Объем инвестиций – 15 млрд. долларов в течении 5ти лет. Одна компания тратит на исследования втрое больше, чем все наше государство. В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.
Во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и получения сверхприбыли.
Таким образом, представляется, что все мероприятия инновационного характера, равно как и прочие мероприятия по повышению эффективности или наращиванию добычи, должны оцениваться по одинаковым критериям. В результате таких сравнений появляется возможность для выбора экономически обоснованного масштаба применения новых технологий. И лишь после этого должны ставиться задания техническим службам по разработке детальных планов по внедрению инноваций.
Другим отличием от предлагаемого подхода является широкое применение метода контрольных сравнений. В современных условиях обостряющейся конкуренции даже самые крупные компании должны внимательно следить за конкурентами и использовать все лучшее, появляющееся в сфере инноваций.
Среди многих других направлений метода контрольных сравнений необходимо выделить сравнения, относящиеся непосредственно к инновационной сфере. Например, если конкурент, действующий в сходных горно-геологических условиях, имеет более высокие показатели эффективности, то необходимо сопоставить масштаб и результативность применения новых технологий на месторождениях конкурента и собственных месторождениях.
Также необходимо постоянно отслеживать результативность инновационных мероприятий по сравнению с компаниями-конкурентами.
Основным путем снижения себестоимости является применение инноваций. Таким образом, в общем виде концепция управления инновационной деятельностью должна быть нацелена на снижение издержек компании по добыче нефти и газа (в рамках выполнения целевых установок нефтегазовой компании, таких как объем добычи). Стратегические направления снижения себестоимости должны определяться исходя из результатов контрольных сравнений. Также должна быть проведена предварительная оценка эффективности основных направлений инноваций, которая должна намечать основные пути повышения эффективности и позволить предварительно ранжировать направления инновационной деятельности по степени их приоритетности. В дальнейшем уже на пообъектной основе должна быть проведена детальная оценка технологической и экономической эффективности инноваций и определен масштаб их применения.
Таким образом, основанием для применения тех или иных инноваций должно быть не только наличие технологических проблем при разработке определенных типов запасов, но и результаты контрольных сравнений с компаниями-конкурентами.
Для оперативного и стратегического управления инновациями требуется составление специальных инновационных программ по каждому направлению инноваций, которые бы включали постановку задач, основные ориентиры реализации, механизмы по управлению реализацией программ, механизмы оценки успешности внедрения инноваций и их корректировки в соответствии с данными апробации и изменениями внешней и внутренней среды.
Сравнительная оценка результатов поисковой и оптимизационной моделей позволяет осуществлять управляющие воздействия на прогнозные параметры уже на стадии прогнозирования через предлагаемый комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на управление производственным потенциалом в соответствии с предложенным алгоритмом. Конечно, все варианты управленческих воздействий на стадии прогнозирования носят рекомендательный характер и могут приниматься либо не приниматься при формировании планов развития нефтегазодобывающих структур. Однако, когда уже в ходе прогнозирования можно производить возможные последствия принимаемых управленческих решений, сам процесс оперативного управления инновациями во многом облегчается и становится более эффективным.
Следует отметить, что развитие ТЭК невозможно без:
• разработки и внедрения технологий, обеспечивающих перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики;
• обеспечения безопасности действующих атомных станций и создания нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;
• создания энергосберегающего оборудования и установок малой энергетики, в том числе с использованием гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других возобновляемых источников энергии и организации их серийного производства;
• повышения эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;
• глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов.
Все это в совокупности определяет основные направления инновационного развития в сфере ТЭК. Целью реализации последних научно-технических достижений должно стать не только снижение себестоимости продукции, но и формирование опережающих мероприятий, предотвращающих возникновение отрицательных антропогенных изменений и снижающих тем самым экологический риск в региональном и планетарном масштабах.
Устойчивое развитие энергетического комплекса России, базирующееся на создании экологоэнергоэффективных систем, решительно ускорит экономическое возрождение страны и позволит повысить качество и уровень жизни населения.
Для российского ТЭКа ключевое значение имеет политика всемерного энергосбережения — от внедрения новых технологий до наведения элементарного порядка в энергохозяйстве. Наша страна располагает единой электроэнергетической и нефтегазовой системой: густой и протяженной сетью линий электропередачи (общей протяженностью 1 млн км — почти в три раза больше, чем расстояние до Луны), магистральных газопроводов (140 000 км — 3,5 земных экватора), нефте- и продуктопроводов (65 000 км). В век усиления интеграции труда и торговли можно прогнозировать создание на этой основе единой энергосистемы Евразии, центром которой будет Россия. Это позволит получать доходы от транзита энергоресурсов, усилит геополитическую роль страны, ее возможность влиять на ход глобальных экономических и политических процессов. Рассмотрев приоритеты инновационного развития энергосектора России мы можем сказать, что только при правильно ориентированном инновационном развитии, Россия сможет сохранить лидирующую позицию в мировой энергетике. А соответственно иметь достаточное количество материальных средств для успешного функционирования и развития все отраслей государства.

Содержание и формы инновационного процесса в отраслях топливно-энергетического комплекса России
+7

Вертикальные вкладки