Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологических межличностных отношений 5
1.1. Особенности отношений межличностной значимости 5
1.2. Психология межличностных воздействий и взаимодействий 6
1.3. Специфика проблем отношений межличностной значимости 11
1.4. Межличностный конфликт как социально-психологическая проблема 15
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических проблем межличностной значимости 18
2.1. Организационно-управленческая характеристика
ЗАОр «НП КОНФИЛ» 18
2.2. Проведение исследования проблем межличностных
отношений методом экспертных оценок 23
Заключение 32
Литература 35
Проблемы в межличностных отношениях (включая брачно-семейные, детско-родительские, деловые, интимные и другие взаимосвязи) занимают одно из ведущих мест в психологическом консультировании и социальной психологии. Ревность, измены, последствия развода, сложность в выборе супруга, критичность к родителям, зависимость от матери, неуживчивость в коллективе и многое другое. Мир отношений невидим, но в нем существуют свои законы и правила.
В последние десятилетия во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц. Ранее неизвестными фактами обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Говоря о специфичности познания человека, необходимо также видеть, что это познание, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависит от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации, в свою очередь. Всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты.
Цель курсовой работы – исследование социально-психологических проблем отношений межличностной значимости.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение особенностей отношений межличностной значимости;
- исследование психологии межличностных воздействий и взаимодействий;
- анализ специфики проблем отношений межличностной значимости;
- исследование межличностного конфликта как социально-психологической проблемы;
- экспериментальное исследование социально-психологических проблем межличностной значимости
Предмет исследования – межличностные отношения.
Объект исследования – межличностные проблемы в коллективе ЗАОр «НП Конфил»
Гипотеза – предположим, что проблемы отношений межличностной значимости в коллективе ЗАОр «Конфил» возникли в связи с неблагоприятным психологическим климатом.
Проблемы, обозначенные в теме курсовой работы, встречаются довольно часто в практической психологии, и если обследуемый прямо не говорит о них, высказывая жалобы лишь на другие проблемы личностного плана, то это не означает, что на самом деле у него нет проблем межличностных отношений.
Справедливо в большинстве случаев жизни и обратное: если человека беспокоит состояние дел в области межличностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера. Кроме того, методы практического решения тех и других проблем во многом сходны между собой.
Тем не менее данные проблемы стоит рассмотреть отдельно, так как они практически всегда решаются несколько по-иному, чем проблемы личностного плана, - путем регуляции взаимоотношений данного человека с другими людьми. В отличие от этого, персональные проблемы каждый человек может решать индивидуально и не обязательно в непосредственных контактах с другими людьми.
Кроме того, имеется существенная разница в способах решения проблем личностного и межличностного планов. Если личностные проблемы обычно связаны с необходимостью радикального изменения внутреннего мира человека, то межличностные проблемы - с необходимостью изменения в основном только внешних форм поведения человека, которые касаются окружающих людей.
Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Они могут оказаться связанными с личными и деловыми взаимоотношениями человека с окружающими его людьми, касаться взаимоотношений с близкими и достаточно далекими от него людьми, например с родными и посторонними.
Эти проблемы могут также иметь выраженный возрастной оттенок, например возникать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старшего возраста, чем он сам.
Проблематика межличностных отношений также может касаться людей разного пола: женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (различных по половому составу) социальных группах.
Многоаспектность названных проблем отражает сложность реально существующей системы человеческих взаимоотношений. Хотя многие из названных проблем мы будем здесь обсуждать отдельно, следует, однако, помнить и о том, что все эти проблемы практически взаимосвязаны и в большинстве случаев жизни должны решаться комплексно.
Любые межчеловеческие взаимоотношения проблематичны. Чтобы определить, в чем проблема конкретного человека, эксперту-соционику нужны знания психологии, ибо и та, и другая наука занимаются человековедением. Любой человек – это образ всего человечества. Личность и межличностные отношения – это та сфера человеческого бытия, которую изучает психология.
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие результаты.
Наиболее важной для решения проблемой эксперты выделили межличностные проблемы, основанные на неблагоприятном психологическом климате (23 %). Вторым по значимости является споры и дискуссии (21,33%). Далее соответственно конфликты, основанные на личной неприязни (21%), конфликт в связи с негативным поведением по отношению к подчиненным (19%), столкновение по поводу профессиональных знаний (15,66%).
Внутренний психологический климат характеризует взаимоотношения работников в коллективе. На него влияет удовлетворенность человека группой и своим местом в ней, совместимость и взаимоотношения с окружающими, степень участия в управлении, самоуправлении, стиль руководства. Во многом он зависит и от умения членов коллектива сознательно жить по законам коллектива, подчиняться установленным ими самими требованиям и порядкам.
В качестве улучшения психологического климата в коллективе можно проводить корпоративные мероприятия. Корпоративные мероприятия могут быть частью корпоративной культуры либо системы обучения, но в любом случае могут решать сразу многие задачи.
Корпоративные мероприятия могут быть следующие:
- день рождения компании;
- дни рождения сотрудников;
- общие праздники (Новый год и другие праздники);
- корпоративные тренинги;
- спортивные либо другие игры;
- поездки на природу;
- простые вечерние посиделки;
- и любые другие совместные встречи.