Социально-психологические особенности мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности учащихся (школьников и студентов)/

Социально-психологические особенности мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности учащихся (школьников и студентов)/

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
28
Цена: 
400руб.
№ работы: 1363

Введение
Глава 1. «Социально-психологические особенности мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности учащихся» (школьников и студентов)
1.1. Социально-психологическая мотивация учебной и учебно-профессиональной деятельности
1.2. Влияние социально-психологической мотивации на успешность учебной и учебно-педагогической деятельности
1.3. Анализ мотивации
1.4. Формирование мотивации
1.5. Выводы
Заключение
Список литературы

Проблема социально-психологической мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности актуальна как для отечественной, так и для зарубежной педагогики и психологии. Слово «мотивация» в современной психологии имеет двоякий смысл:
? Обозначение системы факторов, которые детерминируют поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.);
? Описание процесса, стимулирующий и поддерживающий активность в поведение на определенном уровне.
Исследование учебной мотивации имеет большое значение в подростковом возрасте. Переход от младшего школьного возраста к старшему – это период противоречий и ломка привычных жизненных представлений. Сопровождается возникновением различных конфликтов сферы эмоции и воли подростка, отражающиеся на учебном процессе в общем целом. Все это говорит о том, что процесс организация мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности должен быть направлен в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и одобрение. Мотивация одобрения позволяет осуществить выработку таких чувств, как чувство уверенности, чувство интереса по отношению друг к другу, к предмету, чувство стремления самоутвердиться, чувство страха получить плохую отметку.
Цель курсового исследования – это изучение социально-психологической мотивации современного подростка и процесс ее развития в учебной и учебно-профессиональной деятельности.
Задачи курсового исследования:
1. Изучение практических вопросов организации социально-психологической мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности.
2. Рассмотрение социально-психологической мотиваци одобрения относительно установки на социально-желательное поведение в учебной и учебно-профессиональной среде.
Проблема социально-психологической мотивации учения и учебно-профессиональной деятельности возникает только тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения
Л.И.Божович, проведя исследование отношения школьников к учению, установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность подростков. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.
В зарубежных исследованиях изучению социально-психологических мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов социально-психологической мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.
Своеобразное понимание социально-психологической мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.
В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Объектом курсового исследования является социально-психологическая мотивация
Предметом курсового исследования является социально-психологическая мотивация учебной и учебно-профессиональной деятельности учащихся.
Гипотеза исследования: предполагается, что социально-психологическая мотивация подростков в условиях образовательного процесса общеобразовательной процесса взаимосвязаны с учебной мотивацией.

Социально-психологическая мотивация современного подростка и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения в процессе обучения и учебно-профессиональной деятельности.
Главная задача социально-психологической мотивации - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности подростка. Главные направления работы, направленные на процесс развития социально-психологической мотивации могут быть следующими:
- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;
- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;
- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.
На формирование социально-психологической мотивации в учебной и учебно-профессиональной деятельности также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.
Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и стремление к учебной деятельности.

Социально-психологические особенности мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности учащихся (школьников и студентов)/
+7

Вертикальные вкладки