Социальная политика, направленная на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов

Социальная политика, направленная на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Социальная работа
Год выполнения: 
2011
Объем: 
36
Цена: 
500руб.
№ работы: 446

Введение 3
Глава 1. Социальная политика РФ, направленная на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей 5
1.1.Проблемы социального сиротства в РФ 5
1.2.Социальная опасность детей-сирот 9
1.3.Социальное самооправдание 10
1.4.Дискурс социального партнерства 11
1.5.Правовая база социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей 14
Глава 2. Социальная политика РФ, направленная на детей-инвалидов 20
2.1.Основные проблемы детства и соблюдение прав детей-инвалидов в России 20
2.2.Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов 23
2.3.Основные нарушения прав и законных интересов 25
детей-инвалидов в РФ 25
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Сирота - человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних. Как правило, этот термин применяется к детям, не достигшим ещё совершеннолетия.
В лексиконе северно-русских причитаний слово «сирота» относимо к любому человеку, чье социальное состояние изменяется в результате похорон. Объем значения слова «сирота» в контексте ритуала расширяется: оно именует не только детей, потерявших родителей, но каждого, понесшего личную утрату, пережившего смерть родителей, детей, жены или мужа.
В России дети-сироты направляются в специально предназначенные для этого детские воспитательные учреждения: дома ребёнка, детские дома, интернаты, приюты. Но наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья. Право ребёнка жить и воспитываться в семье закреплено в ст. 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности - в интернатные учреждения (ст. 123 СК РФ).
С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2010 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей.
Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2011 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.
Следует отметить, что в 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Цель данной работы – охарактеризовать социальную политику направленную на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей инвалидов.
Задачами данной работы являются:
1. Проанализировать социальную политику направленную на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать социальную политику направленную на детей-инвалидов.
Предмет исследования: социальная работа.
Объект исследования: социальную политика направленная на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей инвалидов.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
 

 В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации, по формированию и реализации государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающей их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Законодательство РФ гарантирует право детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей - на профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию, что будет способствовать появлению у таких детей мотивации к занятости и трудовой деятельности, помочь сформировать собственные ориентиры в выборе дальнейшего профессионального пути.

Законом предусмотрено формирование системы социальной инфраструктуры для детей-сирот; включены места для доступа детей к сети Интернет, но при этом необходимо отслеживать и контролировать получение ребенком такой информации, которая не принесет вреда для его нравственного и психического здоровья. 

В то же время, переход полномочий от федерального центра к субъектам обусловил углубление межрегиональных различий в этой деятельности. Региональная специфика социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, объясняется различиями уровней экономического развития регионов, а дефицит средств региональных бюджетов препятствует  выделению достаточных финансовых ресурсов.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.

При формировании российского законодательства в отношении детей-инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.

С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые детей-инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности.

В указанном законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Нужно отметить, что в понятие реабилитации законом включены не только медицинские мероприятия, но и профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация.

Таким образом, основополагающей концепцией в отношении детей-инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.  В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права детей-инвалидов.

Социальная политика, направленная на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов
+7

Вертикальные вкладки