Самосознание и самооценка

Самосознание и самооценка

Тип работы: 
Реферат
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2008
Объем: 
34
Цена: 
780руб.
№ работы: 4405

Введение

1. Возникновение и развитие сознания………………………………………7

    1.1 Структура сознания……………………………………………………..9

    1.2 Самонаблюдение сознания и самосознания………………………….10

   1.3 Формирование самосознания………………………………………….11

2. Понятие самооценки……………………………………………………….14

     2.1  Особенности проявления самооценки в юношеском возрасте…….19

     2.2 Самооценка и уровень притязаний…………………………………...20

     2.3 Основные положения «Я – концепции»……………………………...29

     2.4 Достижение внутренней согласованности личности………………..32

Заключение

Список литературы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Совокупность психических процессов, посред­ством которых индивид осознает себя в качестве субъекта дея­тельности, называется самосознанием, а представления индиви­да о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвига­ет, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всег­да отражают его побуждения, реально определяющие его дей­ствия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осо­знание реальной обусловленности своих переживаний.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмыс­ление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное со­держание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разреша­ет в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для реше­ния случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных зна­ний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

Обобщение практического знания человека о других людях яв­ляется главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаи­моотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых. Однако тре­буется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обоб­щенное отношение к себе, которое предполагает не только накоп­ление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к раз­ным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений фор­мируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общест­венной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое суще­ство, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную  оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается   к другому   человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами,  у личности всегда имеется  референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т.д.

Образ «Я» или само­сознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента:

- сознание отличия себя от остального мира;

- сознание «Я» как активного начала субъекта дея­тельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности .

Самосознание и самооценка
+7

Вертикальные вкладки