Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблемы русского язычного населения……………………………………..4
2. Демографический «разброс» русского населения в Прибалтике…………8
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………15
Актуальность исследования. Целью работы является изучение вопроса русскоязычного народа в Прибалтике.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить проблемы русского язычного населения в Прибалтике;
2) рассмотреть демографический «разброс» русского населения в Прибалтике.
Изучение русских национальных меньшинств в Прибалтике в межвоенный период особенно важно для современного русскоязычного населения стран Балтии. Ныне они во многом столкнулись с теми же проблемами, которые были актуальны для местных русских в 1920-е - 1930-е годы. Перед ними точно также встала проблема сохранения своей национальной идентичности, создания единого гражданского общества в странах Балтии, изменения в менталитете и многое другое, аналогичное тому, что волновало русскоязычное население Прибалтики в межвоенный период. Опыт 1920-х — 1930-х годов может помочь современному русскоязычному населению стран Балтии может помочь современным русским в Прибалтике понять своё положение и , главное, наметить пути развития в будущем, определить перспективы, цели, к которым они должны стремиться.
Вообще в социально-психологическом, как и в этнопсихологическом облике русских в Прибалтике было немало такого, что отличало их от русских эмигрантов на Западе. Русские здесь довольно рано осознали себя именно как национальное меньшинство, которое призвано защищать, сохранять и развивать родную культуру, свой национальный идентитет, сохранять свой язык. Эмигранты, как правило, не воспринимали себя как национальное меньшинство. Точно также власти государств-реципиентов не считали их национальным меньшинством. Это был иной тип самосознания. Конечно, подобный тип самосознания был свойственен и части русских в Прибалтике, но всё же был характерен не для большинства.
Никому бы в голову не пришла, например, во Франции или в Югославии идея культурной автономии русских, создания государственной системы культурного самоуправления русского национального меньшинства. В Прибалтике идея нашла законодательное воплощение. Другое дело, что русские так и не воспользовались представившимися возможностями в данном направлении. Но свою субкультуру они всё же попытались создать. Для эмигрантов вряд ли представала в таком виде сама проблема национальной культуры. Эмигранты, например, во Франции или в Чехословакии, конечно, считали себя хранителями общерусской национальной культуры, уничтожаемой в СССР. Но понятие особой субкультуры, которая должна обслуживать только русских во Франции, для них была нонсенсом.