Роль политики в жизни современного общества.

Роль политики в жизни современного общества.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Политология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
42
Цена: 
400руб.
№ работы: 355

Введение 2
1. Сущность политики 4
2. Теории возникновение политики 9
3. Роль политики в жизни общества 22
Заключение 36
Список литературы: 41

Проблемами политики в настоящее время занимаются все социальные науки, так как политические аспекты присутствуют практически во всех видах деятельности людей. В лексиконе научного знания постоянно используются такие понятия, как «экономическая политика», «социальная политика», «национальная политика», «международная политика», «культурная политика» и т.д. Кроме того, слово полшпика выражает идеи о целенаправленных действиях со стороны определенных структур, ответственных за реализацию комплекса скоординированных мероприятий. Именно в этом смысле употребляются термины «аграрная политика», «градостроительная политика», «научно-техническая политика» и т.п. Наконец, слово политика нередко ассоциируется с понятием идеология, которое непосредственно связано с осуществлением долговременных акций, например, в области демографии, образования, воспитания, деятельности телеканала, газеты или журнала.

Споры о существовании или отсутствии какой-либо ведущей общественной системы, или сферы, которая порождает и направляет другие не утихли до наших дней. Основными претендентами на детерминирующую роль выступали, как известно экономика (которая порождает и определяет политику, согласно марксистской традиции) и политика, которая регулирует, контролирует и направляет все другие системы.

Всеобщность форм и процессов организации, управления, контроля породила представление о всепроникающих, всеобъемлющих возможностях и функциях политики. Это представление вполне оправдано. Однако выше говорилось о пределах возможностей систем, включая и политику. Политика может и со всей социальной необходимостью должна взаимодействовать с другими системами (так же, как и они), но не может замещать их – об этом уже говорилось. Объяснение этого кажущегося противоречия между всеприсутствием политики и пределами ее возможностей объясняется существованием «неполитической политики», тем, что каждая система функционирует как осуществление ее собственной «политики», не приходящей из политической системы, а имманентной каждой системе, ибо политика, если дать ей самое полное, универсальное и простое определение, представляет собой замысел решения какой-либо задачи, связанный с определением целей, выбором времени и места деятельности, рассчитанной на получение желаемого результата, обеспеченной необходимыми ресурсами, подбором сторонников и участников процесса и нейтрализацией вероятных противников.[1]

Сказанное о политике полностью относится и к власти. Универсальность власти – еще более привычное понятие в таких формах, как экономическая, судебная власть, власть церкви, в иносказаниях, метафорах – власть знания, закона и т.д. XX в. стал эпохой абсолютизации власти, представлявшейся объективной автономной сущностью[2]. Так или иначе власть имманентна политической системе и во всех ее формах органично вступает в отношения с обществом.


[1] Кравченко И.И. Бытие политики. М., ИФ РАН, 2001

[2] Кравченко И.И. Введение в исследование политики. М., Юристъ, 1998.

Казалось бы, нет сферы жизни человека и общества, которая не была бы ближе к политике, чем идеология. Стоит, однако, вспомнить, что до 1812 г., когда в кортесах (местном парламенте) испанского города Кадикса появилось слово «идеолог», ревнитель свободы, не существовало даже самого понятия идеологии. Это, впрочем, не означает, что и не было до этого никакой идеологии, вернее, различных «идеологий», т.е. умонастроений приверженцев какой-либо системы взглядов на общество, отношения людей, их будущее, выбор политического режима и т.п. Такие взгляды, как всем понятно, существовали всегда, подобно тому, как всегда существовали и партии, т.е. группировки сторонников какой-либо политики и власти, дворцовой интриги, иначе говоря, часть (от французского partie или английского party) общественной группы, класса, общества, приверженцы лидера: «партия королевы Елизаветы» в отличие от «партии королевы Марии» (имеется в виду борьба Елизаветы Английской со Стюартами). Между тем это понятие впервые получило юридическое признание лишь в 1832 г., когда в Великобритании вышел первый в истории закон (Reform Act), разрешающий политические партии (первоначально только аристократических и буржуазных слоев), хотя партии вигов (либерального направления) и тори (консерваторов) были известны давно. Известно, кроме того, деление общества и группировка людей по социальными, экономическим, культурным признакам. Иными словами, не только объединение людей и их политическая, правовая, экономическая, культурная, моральная и иная организация, но и их дифференциация средствами тех же систем, которые их сплачивают.

Общество не может быть абсолютно однородным, так же как и люди по природе своей не одинаковы. Дифференциация неизбежна и даже необходима, она представляет один из факторов социальной динамики. Это своего рода механизм сепарации инициативных, авангардных групп общества, новаторов, инициаторов преобразований, активной части социума от более аморфной и менее динамичной коллективности, и, хотя этот процесс отнюдь не бесконфликтен, его противоречия и сами по себе составляют движущую силу социальной динамики при условии, что она ведет к эволюции общества, а не к его революции. Речь, конечно, идет о демократическом обществе, в котором не господствует ни большинство, ни какое-либо меньшинство при том, что правит всегда именно меньшинство.

Новым явлением конца ушедшего века, во всяком случае с переходными режимами, стала новая основа политической дифференциации, дополняющая ее традиционные социальные основания – экономические, классовые, идеологические, а во многом и вытесняющие их культурные различия разных частей общества. Она существовала и прежде в различиях революционного Парижа и контрреволюционной Вандеи, Москвы и Петербурга и крестьянских масс Тамбовщины и Украины. С истиранием резких классовых и социальных различий культурные различия перестали отличать сословия, классы, центры и периферию. Политические и идеологические разногласия пролегли не между этими слоями и классами, а сквозь них, разделяя более развитую, эволюционировавшую культуру от менее продвинувшейся и более консервативной. В итоге политическая дифференциация возникает и развивается в последовательности: культура – идеология – политика. Так образуется политический облик общества. Дифференцируют общество все системы, и, отмеченную только что цепь взаимосвязей можно было бы продолжить. Дифференциация общества – такая же имманентная функция социальных систем, как и организационное объединение общества. Речь идет не о порождении общественного неравенства и даже не об отношениях большинства и меньшинства в социуме, а о функциональном смысле дифференциации: разделении профессий, интересов, привязанностей, управляющих (меньшинство) и управляемых (большинство), авангардных, интеллектуальных, быстрее и активнее развивающихся групп и замедленных, отстающих, консервативных либо просто реакционных (ср. феномен фундаментализма), маргинальных, противоправных и т.п. Развитие путем дифференциации общества и выделения его системообразующих факторов описал Т. Парсонс по схеме: 1) неудовлетворенность существующим положением; 2) экспериментирование в поисках выхода из ситуации; 3) переход к более развитым единичным формам; 4) образование новых коллективных структур; 5) создание правовых и иных норм для удержания новообразований[1].

Так формируется новая социальная динамика современных больших систем: их организационные функции включают более сложный механизм социальной интеграции – использование дифференциации общества как средства его развития и ориентира социального конструирования.

Мир политики многолик и противоречив. Он встречает нас с первым выпуском газет и провожает ночными теленовостями, от решений, принимаемых политиками, зависит наше благополучие, а часто и судьба. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, принимая на себя обязанности гражданина, воина, депутата или посла, мы вступаем и действуем в мире политики, в той или иной форме воздействуем на механизм ее осуществления.

Но что такое политика? Какой вид деятельности, отношений между людьми ею называется? В чем заключаются сущностные, т. е. присущие любому виду политики, черты, без которых политическое отношение просто не возникает?

Во-первых, нетрудно видеть, что мы входим в мир политики, когда интересуемся и решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, частных или бытовых отношений, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди, живущие в определенном регионе, стране, принадлежащие к той или иной социальной группе. Момент связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) обязательно присут­ствует в любом виде политики.

Во-вторых, именно поэтому любой тип политики в той или иной мере связан с решением проблем существования и функционирования государства – такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, задач, интересующих все общество, всех людей, которые в нем живут.

В-третьих, необходимо учитывать, что политика всегда в той или иной мере связана с действиями больших масс людей, это вполне естественно для нее в связи с отражением и выражением интересов больших социальных групп. Часто ее определяют как «особую сферу реальности, формируемую образованием и распадом больших социальных групп». Это свойство политики отнюдь не исключает ее зависимости от действий отдельных личностей, небольших социальных или политических образований, но пред­полагает необходимость видения их связи с более фундаменталь­ными образованиями и интересами, возникающими в ходе взаимодействия больших масс людей.

В-четвертых, следует иметь в виду, что целостное отражение таких видов связей может быть осуществлено только в сфере теории, в таких особых видах политической рефлексии, как программа, доктрина, декларация.

Конечно, в сфере политики проявляет себя богатейшая гамма человеческих эмоций, служащих важнейшим фактором политиче­ского поведения, учет и использование которого необходимы и служат важнейшим элементом, обеспечивающим успех политиче­ской деятельности. Но при этом следует иметь в виду, что чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность, зачастую оборачивается непредвиденными и неожиданными последствиями, значительно усложняющими те­чение политических процессов. Оно просто не может заменить необходимости трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий.

И, в-пятых, сущностной чертой политики служит властный характер, присущая ей способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей, для отражения в их деятельности интересов социальной целостности.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование госу­дарственного механизма, соединение частных и общих интересов осуществляется посредством теории, программы, а ее реализация предполагает обращение к механизмам власти.

Исходя из выделенных выше свойств политики, ее можно определить как объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.


[1] Кравченко И.И. Бытие политики. М., ИФ РАН, 2001. С. 288.

Роль политики в жизни современного общества.
+7

Вертикальные вкладки