Развитие личности в условиях депривации.

Развитие личности в условиях депривации.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
40
Цена: 
500руб.
№ работы: 393

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития личности в условиях депривации 5
1.1. Понятие «депривация» 5
1.2. Личность и ее развитие в условиях депривации 9
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития личности в условиях депривации 22
2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования 22
2.2. Результаты экспериментального исследования 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 36

Актуальность проблемы исследования:

Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. «Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности».

Согласно теории Л.С.Выготского, развитие психики ребенка в целом и, в частности, его личностное развитие, подчиняется возрастным закономерностям. Развитие на каждом возрастном этапе имеет свою специфику в соответствии с особой социальной ситуацией развития. Определяющим является социальный фактор развития и, рассматривая вопрос о детерминации этого процесса, необходимо, прежде всего, анализировать условия воспитания ребенка. При нарушении онтогенетического развития появляются, наряду с общими возрастными закономерностями, специфические закономерности развития, и фактор дизонтогенеза оказывается значимым в развитии личности определенных категорий детей.

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие.

Цель исследования – выявить особенности развития личности в условиях депривации.

Задачи исследования:

1. Исследовать понятие «депривация».

2. Выявить теоретические аспекты развития личности в условиях депривации.

3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития личности в условиях депривации.

4. Обосновать результаты экспериментального исследования.

Объект исследования – личность человека.

Предмет исследования – особенности развития личности в условиях депривации.

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие психики ребенка в целом и, в частности, его личностное развитие, подчиняется возрастным закономерностям. Развитие на каждом возрастном этапе имеет свою специфику в соответствии с особой социальной ситуацией развития. Определяющим является социальный фактор развития и, рассматривая вопрос о детерминации этого процесса, необходимо, прежде всего, анализировать условия воспитания ребенка. При нарушении онтогенетического развития появляются, наряду с общими возрастными закономерностями, специфические закономерности развития, и фактор дизонтогенеза оказывается значимым в развитии личности определенных категорий детей.

Результаты проведенного нами экспериментального исследования позволяют сделать нам следующие выводы.

В условиях депривации у детей развивается гедонистическая мотивация, отвечающая принципу удовольствия, проявляются тревожность, тенденции к агрессии и аутоагрессии, трудности в усвоении терминальных ценностей, имеющих духовно-нравственный контекст. Эти личностные особенности отличают их от сверстников, воспитывающихся в семьях, для которых характерны духовно-нравственная и эгоцентрическая (связанная с постановкой личных целей) мотивация, соответствующие ценности, более низкие уровни тревожности и агрессивности.

При разных формах дизонтогенеза в детском возрасте у социальных сирот наблюдаются разные личностные особенности.

Депривация является многокомпонентным социально-психологическим феноменом, определяющим следующие варианты пограничных психических расстройств у детей из групп «социального риска»:

- расстройства возрастного психологического развития (гипердинамичное поведение, реактивные расстройства привязанности).

- связанные с семейным стрессом, психогенно обусловленные невротические реакции, невротические состояния в виде тревожных расстройств, моносимптомные фобические расстройства.

- патохарактерологические реакции, мозаичные аномально-личностные свойства с формированием личностных отклонений, включающих асоциальные формы поведения.

В структуру всех форм пограничных психических расстройств входят изменения личности по депривационному типу, представленные задержанным возрастным психическим развитием и признаками личностной незрелости.

Выявлена возрастная предпочтительность пограничных психических расстройств: в дошкольном и младшем школьном возрасте ведущими расстройствами были реактивные расстройства привязанности, гипердинамическое поведение и невротические реакции страха и тревоги; в младшем школьном и раннем подростковом периоде ведущими были эмоционально-поведенческие расстройства со стойкими нарушениями поведения по девиантному типу, патохарактерологические реакции и признаки аддиктивного поведения.

Предиктором аномально-личностных свойств и девиантных форм поведения в подростковом возрасте являются: материнская депривация, жестокое обращение с ребенком, а из клинических признаков гипердинамическое поведение.

Обусловленные депривацией, пограничные психические расстройства у детей, в силу своей многокомпонентности, требуют полипрофессионального подхода на основе бригадного принципа с организацией комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

Развитие личности в условиях депривации.
+7

Вертикальные вкладки