Разработка системы обучения студентов на основе модели обучаемого.

Разработка системы обучения студентов на основе модели обучаемого.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Автоматизирование ИС
Год выполнения: 
2010
Объем: 
115
Цена: 
6 000руб.
№ работы: 1387

Введение 6
1. Аналитическая часть 10
1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ» 10
1.1.1. Характеристика предприятия и его деятельности 10
1.1.2. Организационная структура управления предприятием 11
1.1.3. Программная и техническая архитектура ИС предприятия 13
1.2. Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации 16
1.2.1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов 16
1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и её описание 22
1.2.3. Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи 27
1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации 28
1.3. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 30
1.3.1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 30
1.3.2. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи 33
1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи 34
1.4. Обоснование проектных решений 36
1.4.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению 36
1.4.2. Обоснование проектных решений по программному обеспечению 37
1.4.3. Обоснование проектных решений по техническому обеспечению 39
2. Проектная часть 40
2.1. Разработка проекта автоматизации 40
2.1.1. Этапы жизненного цикла проекта автоматизации 40
2.1.2. Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание 44
2.1.3. Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации 45
2.2. Информационное обеспечение задачи 48
2.2.1. Информационная модель и её описание 48
2.2.2. Характеристики нормативно-справочной, входной и оперативной информации 52
2.2.3. Характеристика результатной информации 54
2.3. Программное обеспечение задачи 55
2.3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога) 55
2.3.2. Характеристика базы данных 59
2.3.3. Структурная схема пакета 65
2.3.4. Описание программных модулей 66
2.4. Контрольный пример реализации проекта и его описание 69
3. Обоснование экономической эффективности проекта 72
3.1. Набор и обоснование методики расчета экономической эффективности 72
3.2. Расчёт показателей экономической эффективности проекта 75
Заключение 84
Список используемой литературы 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 90

В настоящее время при разработке компьютерных обучающих систем особое внимание уделяется проблеме адаптации, которая, как правило, осуществляется на основе модели обучаемого, включающей различные параметры, такие, как программа образования, специальность, личностные характеристики обучаемого, используемые педагогические методы обучения и другие.
Адаптивная обучающая система (АОС) – система, отражающая некоторые характеристики обучаемого в модели обучаемого и применяющая данную модель для адаптации различных аспектов программированного обучения и контроля знаний.
Согласно закону Российской федерации «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики является адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития учащихся. Все преподаватели вуза, особенно работая со студентами заочного отделения, сталкиваются с такой проблемой организации процесса деятельности учащихся, когда коллектив обучающихся, в силу различных объективных причин, имеет разный уровень владения предметной областью, а групповая работа со студентами при проведении лекций, консультаций, семинаров и других подобных занятий требует высокого темпа передачи информации.
Одним из решений данной проблемы является построение интеллектуальных электронных обучающих ресурсов, позволяющих адаптировать уровень и темп подачи материала к индивидуальным потребностям конкретного студента. Адаптивная обучающая система позволяет не просто давать и контролировать знания обучаемого, но и по результатам обучения и контроля определяет, какие знания недостаточны или неправильно поняты и возвращает обучаемого на соответствующий раздел теории или практики, либо дает дополнительные разъяснения. Т.е. такие системы адаптируют процесс обучения под особенности каждого конкретного обучаемого, работающего с системой. Поэтому в программах такого типа происходит отход от стандартной схемы обучения «получение теоретических знаний – формирование навыков – оценка обучения». Сценарий обучения в адаптивных системах формируется в соответствии с текущей ситуацией на основании оценивания обучающегося. Реализация таких систем осуществляется на основании знаний о предметной области, о процессе обучения, об обучаемом. Подобные системы могут быть использованы как для повышения эффективности самостоятельной работы студентов, так и для проведения дистанционного обучения.
Большинство существующих электронных учебных ресурсов для дистанционного обучения можно разделить на два непересекающихся класса по типу предоставления знаний пользователю.
Первый и наиболее распространенный класс ресурсов ДО - это так называемые электронные учебники. Зачастую такие ресурсы по структуре схожи со своими бумажными прототипами. Но они являются адаптированными для использования в глобальной сети и экранного просмотра, а также снабжены системой гипертекстовой навигации и, как правило, средствами самоконтроля усвоения учебного материала. К плюсам таких ресурсов можно отнести то, что не приходится концептуально и содержательно пересматривать структуру и наполнение курса при его изготовлении. Но это же определяет и основной их недостаток - статичность таких ресурсов, недифференцированность учебного материала по уровню знаний пользователя и его учебным целям, что можно назвать негибкостью контента по отношению к пользователям такого ресурса.
Второй мало представленный в настоящее время в Интернете класс учебных курсов - это адаптивные учебные ресурсы.
Основной проблемой, возникающих при разработке адаптивных электронных учебных курсов, является проблема описания структуры обучающей системы и действий обучаемого в ней или создание модели. Моделирование один из наиболее распространенных способов изучения различных процессов и явлений. Модель, рассматриваемая как ядро обучающей системы, должна определять тип используемых знаний, методы их структурирования и способы задания логической связи между ними.
Задача моделирования адаптивной обучающей системы подразделяется на разработку следующих моделей:
• обучаемого;
• освоения учебного материала;
• процесса прохождения обучения.
Модель обучаемого — совокупность набора характеристик обучаемого, измеряемых во время работы системы с обучаемым и определяющей степень усвоения им знаний по изучаемому предмету и методов (правил) обработки этого набора. В первую очередь эти правила должны проводить изменения самой модели обучаемого по результатам его работы с системой.
Данная модель должна включать в себя информацию: о цели обучения; о знаниях обучаемого в рамках изучаемого курса (текущее состояние процесса обучения); об особенностях подачи учебных материалов и выбора контрольных заданий и вопросов; о правилах изменения модели обучаемого по результатам работы с обучаемым.
Вопрос построения модели обучаемого, т.е. выбор структуры базы знаний об обучаемом, занимает одно из центральных мест при создании интеллектуальной обучающей системы. Цель любой обучающей программы – передать обучаемому знания, которые в ней заложены. Определить степень достижения этой цели система может с помощью модели обучаемого.
Задача дипломного проекта – разработка АОС обучения студентов на основе модели обучаемого. Система обучения внедряется в МИБД.
Задача состоит из следующих этапов:
1. Изучить деятельность структуру и деятельность ВУЗа.
2. Определить требования.
3. Выбрать стратегию автоматизации и способ приобретения системы.
4. Выбрать стандарты жизненного цикла, модель жизненного цикла и стратегию внедрения.
5. Разработать информационную модель.
6. Дерево функций, сценарий диалога.
7. Разработать ER-модель базы данных.
8. Рассмотреть пример реализации системы.
9. Рассчитать экономическую эффективность проекта.
Пояснительная записка состоит из трёх частей. Первая часть – аналитическая. В ней рассматривается ВУЗ, раскрывается комплекс задач и место автоматизации. Определяются требования к системе. Выбирается стратегия автоматизации и способ приобретения системы.
Во второй части проектируется система. Выбирается модель жизненного цикла, стандарт жизненного цикла, стратегия внедрения. Разрабатывается информационная модель, описываются входная и результатная информация. Проектируется дерево функций и сценарий диалога системы. Разрабатывается ER-модель базы данных.
В третьей части производится расчёт экономической эффективности.

В настоящее время большое внимание уделяется адаптивным обучающим системам. Вопрос построения модели обучаемого, т.е. выбор структуры базы знаний об обучаемом, занимает одно из центральных мест при создании интеллектуальной обучающей системы.
Самыми распространенными параметрами, которые используются для отображения информации об обучаемом, учитываемыми в моделях обучаемых, являются следующие:
• уровень знаний;
• психологические характеристики (тип личности, ориентация и др.);
• скорость/стиль обучения (усвоения, изучения);
• выполнение заданий;
• способность к обучению (очень внимательный, средне, мало);
• уровень умений и навыков;
• метод/стратегия обучения;
• структура курса.
Было выявлено, что для разработки адаптивных компьютерных систем требуется использовать смешанные и модифицированные модели.
Была построена новая модель на основе стереотипнй и оверлейной, также в модель внесены некоторые дополнения.
Особенности новой модели обучаемого:
• Тестирование происходит по нескольким темам, по нескольким вопросам на тему.
• Тестирование проводится на разных уровнях подготовленности обучаемых.
• Учитывается циркадные ритмы обучаемого.
• Каждый тест ограничен по времени в зависимости от подготовленности обучаемого.
• Подготовленность обучаемого – стереотип.
ИС позволяет для работника деканата:
• Формирование карт и списка студентов.
• Редактирование справочников факультетов и групп.
• Получение ведомости.
• Получение отчёта о студенте.
Для преподавателя:
• Редактирование справочников предметов, тем, стереотипов.
• Работа с тестами.
• Работа с обучающим материалом.
• Получение отчёта о тесте.
• Получение отчёта о студенте.
• Получение отчёта о тестировании.
• Получение ведомости.
• Результат тестирования.
Для студента:
• Обучение.
• Тестирование.
• Просмотр результатов.
Результатная информация:
• Отчёт о студенте.
• Отчёт о тесте.
• Отчёт о тестировании.
• Ведомость.
• Обучающий материал.
В базе данных содержаться следующие объекты:
1. Faculty.
2. Group.
3. Student.
4. AnswerTesting.
5. Stereotype.
6. Testing.
7. Material.
8. Subject.
9. Tema.
10. Test.
11. Answer.
12. Question.
Система состоит из следующих модулей:
• Login.
• Main.
• Test.
• Vopros.
• Student.
• Testing.
• Result.
• Libra.
• DMTest.
• DMStudent.
• DMTesting.
• DMResult.
• DMLibra.
Расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений (2,9) значительно выше нормативного (0.15), и это означает, что затраты на реализацию проекта могут быть значительно больше, то есть имеется резерв финансовых средств. Однако выбранный способ приобретения АОС (собственная разработка) был верным, что и демонстрируют произведенные расчеты экономии денежных средств.
Расчеты показывают, что расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений больше нормативного, поэтому разработку программной системы следует считать целесообразной. Срок ее окупаемости составляет примерно 2-3 месяца.

Разработка системы обучения студентов на основе модели обучаемого.
+7

Вертикальные вкладки