Психокоррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников с легкой умственной отсталостью.

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников с легкой умственной отсталостью.

Тип работы: 
Отчёт по производственной практике
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
48
Цена: 
500руб.
№ работы: 384

Введение 3
1. Запрос и основные исходные данные программы психологической коррекции в специальном образовательном учреждении 5
1.1. Характеристика специального образовательного учреждения 5
1.2. Формирование запроса на психокоррекционную работу 7
1.3. Определение направления психологической коррекции 8
2. Программа, ход и исход психокоррекционной работы 19
2.1. Программа психокоррекции 19
2.2. Описание мероприятий психологической коррекции 21
2.3. Исследование эффективности проведённой программы 41
Заключение 45
Литература 46
Приложения 47

Актуальность настоящего исследования обуславливается следующим. Развитие внимания — есть развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов.

В школьном возрасте внимание, как и другие познавательные процессы, наиболее интенсивно развивается в ходе учебной деятельности. Согласно гипотезе П.Я. Гальперина, внимание представляет собой интериоризованную форму контроля и формируется посредством "вращивания" (перехода во внутренний план) контрольных действий. В совместном исследовании с С.Л. Кабыльницкой он экспериментально обосновал эту гипотезу. Было показано, что обучение детей способам контроля (проверки своей работы) и обеспечение их последующей интериоризации приводит к резкому сокращению количества "ошибок внимания" в школьных работах учеников. А именно дефекты развития функции контроля и отмечают у детей с задержкой психического развития (см., в частности, исследование И.Ф.Марковской).

Очевидно, что у детей с ограниченными возможностями, в частности, у умственно отсталых детей, развитие внимания должно отличаться от нормы в отрицательную сторону. При этом дефекты развития внимания будут играть значительную роль в последующих дефектах в образовании и социализации умственно отсталых детей.

Таким образом, изучение особенностей развития внимания у детей с ограниченными возможностями, а также возможностей коррекции его дефицитарного развития актуально по причине своей непреходящей практической значимости для последующего их обучения и адаптации к окружающему миру.

Целью настоящей работы является психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.

Объектом исследования являлись дети, посещающие первый класс специальной общеобразовательной школы (VIII вида), предметом исследования – уровень развития у них произвольного внимания.

В качестве исследовательских задач планировалось решить следующие:

1. Познакомиться со спецификой образовательного процесса в специальной общеобразовательной школы (VIII вида).

2. В ходе ознакомительных бесед с администрацией специальной общеобразовательной школы (VIII вида) получить сформулированный запрос на проведение психологической коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. На основе проведения психодиагностических мероприятий и запроса администрации школы определить направление психокоррекционных мероприятий.

4. Выбрать и составить программу психологической коррекции.

5. На условиях супервизии администрации школы практически провести мероприятия, предусмотренные психокоррекционной программой.

6. Провести контрольную психодиагностику для выявления степени эффективности проведённой программы.

7. Довести полученные результаты до администрации и педагогического коллектива школы.

8. Оформить отчётные материалы проведённой практической работы установленным порядком.

Проведённая нами работа по психологической коррекции произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, посещающих 1 класс школы-интерната №37, показала эффективность проведения подобного рода мероприятий. Это доказывают объективные данные психологической диагностики, проведённой до и после практического применения программы.

Вместе с тем, было бы неправильно ограничиться только фиксацией достигнутых результатов и доведения их до администрации и педагогического коллектива школы. Это, безусловно, сделано, но, вместе с тем, представляется обоснованным сформулировать некие обобщенные выводы на основе проделанной работы, по сути, представлявшей собой экспериментальное исследование по схеме «тест – воздействие – ретест», что будет проделано в курсовой работе на основе настоящего исследования.

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
+7

Вертикальные вкладки