Психодиагностика в работе психолога с детьми дошкольного возраста.

Психодиагностика в работе психолога с детьми дошкольного возраста.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
67
Цена: 
600руб.
№ работы: 389

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….….5
1.1 Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста………….5
1.2 Возрастные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….9
Глава 2. Психодиагностика в работе психолога с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….15
2.1 Проведение психодиагностики у детей 7 –го года жизни на примере ГОУ Детский сад 1201………………………………………………………….22
2.2 Результаты исследований………………………………………….…..28
Заключение…………………………………………………………………...…44
Список использованной литературы………………………………………..46
Приложение……………………………………………………………………..49

Дошкольный возраст знаменует собой изменение всего строя жизни ребенка. Это принципиально новая социальная ситуация развития личности.

Во-первых, ребенок начинает выполнять общественно важную деятельность – он начинает посещать дошкольное детское учреждение, и значимость этой его деятельности соответствующим образом оценивается окружающими[1].

Посещение детского сада, как деятельность с ярко выраженной общественной значимостью, ставит ребенка объективно с новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным образом перестраивает взаимоотношения в семье. Советский психолог Д. Эльконин отмечает, что «именно потому, что учебная деятельность является общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественной по своему осуществлению (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами), она является ведущей в младшем школьном возрасте, то есть в период ее формирования».

Во-вторых, жизнь в детском дошкольном учреждении     требует систематического и обязательного выполнения ряда правил, для всех обязательных, которым подчиняется поведение ребенка в детском саду[2]. Отношения воспитателя и ребенка регламентированы необходимостями их совместно-разделенной деятельности, организацией жизни в детском саду. Подчинение этим правилам требует от ребенка умения регулировать свое поведение, выдвигает существенные требования к произвольности деятельности, умению подчинять ее сознательно поставленным целям.

Старший дошкольный возраст представляет собой особый этап обособления человека в личность. Духовный мир младшего дошкольника основан на ведениях; духовный мир старшего дошкольника знаменует собой начало «восхождения к понятию». Следующую ступень его обособления – обособления индивида как мыслящего существа – движение к субъективности мыслящего человека, выражающей объективно-научный взгляд на мир. Отсюда и главный смысл учения – переход от чувственного созерцания к абстрактному мышлению.

Овладев абстракцией – этим мощнейшим орудием человеческого познания, - ребенок оказывается способным овладеть широкой совокупностью научных знаний, расширить свои представления о мире и тем самым подготовиться к будущему действию в мире человеческих предметов и отношений[3].

Социальную ситуацию развития ребенка 5-6 лет можно охарактеризовать появлением новой формы общения с взрослым: личностной. На предыдущем временном отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. оно выходит за границы непосредственно данной ситуации, более теоретическим. В течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником приобретаемых знаний, но образцом социальных и семейных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности[4]. Ребенок начинает задавать вопросы о взаимоотношениях, этическо-моральных нормах. Детям в дошкольном возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание. Этим и определяется актуальность психодиагностики данного состояния.

Цель исследования: определение потребности личностного роста у детей дошкольного возраста.

Предмет: личностный рост дошкольника.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления уровня развития потребности личностного роста у  старшего дошкольника.

 2. Потребность методики для выявления психических свойств старшего дошкольника.

3. Определить взаимосвязи психических свойств дошкольника с личностным ростом.

Методы исследования. В работе использованы методы анализа и обобщения научной литературы, изучение продуктов деятельности дошкольников, целенаправленное наблюдение, анализ учебных планов, содержание учебных программ, методических пособий, анкетирование, метод эксперимента, статистические методы определения достоверности результатов исследования.

 База исследования: ДОУ № 1201 г. Москвы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


[1] Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – С. 67.

[2] Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический проект, 2005. – С. 68.

 

[3] Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический проект, 2005. – С. 71.

[4] Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – С. 69.

 

Старший дошкольный возраст является важным переходным этапом в онтогенезе, где достаточно интенсивно развиваются и созревают основные морфофункциональные, психические и двигательные функции организма, закладываются нравственно-этические представления и опыт. В работах многих авторов наряду с этим акцентируется внимание на том, что в этот период закладывается основа будущего как биологического, психического и духовно-нравственного здоровья человека[1].

Старшие дошкольники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей. Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности[2].

Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра — дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и т. п. Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде).

В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно — то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определенным правилам, строго следя за их выполнением[3]. Все это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребенка. Известно, что в каждой игре дети договариваются об определенных условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать ее. Большая часть игр связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребенка, помогает их развитию.
Мотивами для игровой деятельности служат не столько ее практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам.

 В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.

Воспитателям старших групп не следует оставаться в стороне от игровой деятельности дошкольников. Педагоги наблюдают за играми, а иногда принимают в них участие, организуя досуг детей. Роль воспитателя заключается, прежде всего, в том, чтобы побудить детей к полезным играм, не допускать вредных, следить, чтобы у ребят не было ссор, и т. п. Но руководство играми следует проводить с большим тактом, осторожно. Нельзя подавлять самодеятельность детей, их естественного стремления к самостоятельности; надо поощрять разумную детскую выдумку и другие формы творчества, для которых в играх немало возможностей.


[1] Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический проект, 2005. – С. 123.

[2] Репринцева Г. И.  Игра - ключ к душе ребенка. - М.: Форум, 2008.-С. 126.

[3] Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т – Омск: ОмГПУ, 1998. –С. 101.

 

Психодиагностика в работе психолога с детьми дошкольного возраста.
+7

Вертикальные вкладки