Произвольность у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Произвольность у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Тип работы: 
Отчёт по производственной практике
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
21
Цена: 
250руб.
№ работы: 387

Введение 3
Информационная психодиагностическая карта №1 5
Информационная психодиагностическая карта №2 8
Результаты обследования 11
Заключение по результатам индивидуально психодиагностического обследования №1 17
Заключение по результатам индивидуального психодиагностического обследования №2 19
Заключение 21

Актуальность исследования произвольности является классической для психологических исследований. Недостаточное развитие произвольности этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности именно в дошкольном возрасте. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – с общим недоразвитием речи.

Цель: Изучение особенностей развития произвольности у детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих ДОУ специализированного типа.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья шестого и седьмого лет жизни.

Предмет исследования: уровень развития произвольности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Выбор контингента обследования.
  2.  Определение предмет обследования.
  3. Подбор методик.
  4. Организация исследования.
  5. Проведение исследования.
  6. Первичная обработка результатов исследования.
  7. Анализ и описание результатов исследования.

Используемые методики:

- методика «Домик» Н.И.Гуткиной;

- методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.

Оправданность применения указанных методик обуславливается, во первых, тем, что они рекомендованы соответствующей психолого-педагогической литературой, а также сведениями об их использовании в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья[1].

Обследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 комбинированного вида «Лесная сказка», г. Сосновый Бор Ленинградской области, заведующая Бусырева Лариса Павловна.


[1] См.: Слепова А.К. К вопросу о психологической диагностике дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Детская психология. Сборник статей молодых учёных – Гомель: ГГУ им.Ф.Скорины, 2009 – с. 33-37.

Завершая настоящий отчёт, отметим следующее. Произвольность – это способность человека вести себя в соответствии с определенными планами, установленными правилами и порядком, а также руководствоваться не влиянием обстоятельств, а определенными установленными целями.

Высокая степень развития произвольности является необходимым условием для начала обучения ребенка и главным показателем готовности к поступлению в школу.

Развитие произвольности является длительным процессом, который не всегда приводит к достаточному уровню ее сформированности у воспитанников ДОУ, особенно -  у воспитанников требующих особого подхода.

В этой связи необходима специальная дополнительная работа по развитию произвольности в подобных группах. Экспериментальное исследование, проведенное в группе, где в качестве основы для развития произвольности была подготовлена серия занятий по аппликации, показало, что подобная работа оказывается эффективной, но  более длительной. Полностью описание данного исследования мы приведём в нашей курсовой работе.

Произвольность у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
+7

Вертикальные вкладки