Принципы обеспечения авиационной безопасности на примере ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность".

Принципы обеспечения авиационной безопасности на примере ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность".

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Стратегический менеджмент
Год выполнения: 
2012
Объем: 
114
Цена: 
6 500руб.
№ работы: 1001
Дополнительная информация: 
С презентацией.

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ АВИАЦИИ 8
1.1. Сущность, значение и необходимость авиационной безопасности 8
1.2. Менеджмент систем безопасности в авиационных компаниях 16
1.3. Требования к авиационной безопасности в современных условиях 28
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАКОМПАНИИ 38
2.1. ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность», организационно-экономическая деятельность и характеристики компании 38
2.2. Анализ управления системой безопасности в компании 45
2.3. Анализ обеспечения соблюдения принципов системы безопасности и возможных путей ее развития 62
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИНЦИПОВ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ 66
3.1. Проблемы и сложности управления системой безопасности, возможные пути их решения 66
3.2. Экономический эффект от внедрения и совершенствования систем авиационной безопасности 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
ЛИТЕРАТУРА 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 100

В мире различают два направления обеспечения безопасности и гражданской авиации: безопасность полетов и авиационная безопасность. Некоторые авторы выделяют еще и экологическую безопасность.
Безопасность полетов (БП) - комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей
Авиационная безопасность (АБ) - комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности и подразделениями военизированной охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами
Цели системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации (ГА):
предупреждение нападения;
сведение к минимуму ущерба при нападении;
поддержание системы обшей безопасности аэропорта в экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия, отказ аварийных систем и т. п.).
Меры обеспечения авиационной безопасности:
составление Программ безопасности аэропорта/авиакомпани
планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА,
подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности,
обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;
ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;
оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);
охрана аэропорта и жизненно важных объектов;
организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима аэропортов,
специальный предполетный осмотр ВС на безопасность;
досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра;
производство специальной досмотровой техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов такой техники;
создание и совершенствование национального законодательства в области авиационной безопасности страны.
Акты незаконного вмешательства могут быть самыми различными как по своему характеру, так и по тяжести нанесенного ущерба.
К сожалению, даже в ИКАО нет четкой и полной градации актов незаконного вмешательства (АНВ) по видам. Например, в ряде документов ИКАО попытка захвата, захват и угон воздушного судна определяется одним выражением «воздушное пиратство / захват».
Под «воздушным пиратством / захватом» понимается осуществление или попытка осуществления контроля над движением ВС с применением силы, угроз или других действий, которые при их успехе могут привести к отклонению ВС от его регулярного установленного расписанием маршрута
Определения остальных видов АНВ в переводных материалах отсутствуют. В России все акты незаконного вмешательства условно отнесены к следующим видам:
Взрыв ВС или объекта ГА;
Захват (угон) ВС;
Попытка захвата (угона) ВС;
Диверсия;
Нападение (в том числе с захватом заложников);
Угрозы в адрес ГА;
Блокирование ВС и объектов ГА;
Несанкционированное проникновение в ВС и на объекты ГА;
Другие АНВ (инциденты).
Служба авиационной безопасности (САБ) действует в соответствии со стандартами и рекомендациями ИКАО, положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.94 г. № 897, приказами министра транспорта Российской федерации от 14.04.94 г. и от 17.10.94 г. № 76.
САБ взаимодействует с другими структурными подразделениями аэропорта, организациями и эксплуатантами воздушных судов, расположенными в аэропорту и пользующимися его услугами, а также территориальными органами ФСБ, МВД России и исполнительной власти при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.
САБ в гражданской авиации имеет широкие полномочия по защите воздушного транспорта и его пассажиров от незаконного вмешательства в работу гражданской авиации и от уголовных актов насилия.
Обеспечение безопасности крупных объектов - крайне сложная задача. Ее решение требует учета множества взаимосвязанных факторов. Увеличение штата охранников и наращивание технических средств безопасности часто не дает желаемого результата: охранник не может контролировать все рубежи защиты. Поэтому вопрос повышения уровня безопасности решается нашей компанией иными средствами: с помощью построения интеллектуальных интегрированных систем (ИСБ).
В последнее время наблюдаются тенденции к объединению технических средств обеспечения безопасности в единую интегрированную систему, включающую охранную сигнализацию, управление доступом, телевизионное наблюдение, контрольные и др. устройства. Интегральные системы бывают разного уровня, начиная от простого объединения в одну систему, например, охранной сигнализации и контроля доступом, до сложной системы управления. ИСБ обладают высокой эффективностью и надежностью за счет взаимодополнения и резервирования технических средств. ИСБ образуют структуру, которая дает возможность обеспечить повышенный уровень защиты, поэтому ее развитие и совершенствование – один из приоритетов в сфере авиационной безопасности.
В последние годы авиационные компании многих стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.
К числу таких мероприятий следует отнести:
принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;
введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полетов в гражданской авиации;
введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском потоке и предназначенных для охраны аэропортов и др.
Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ - послужила толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ. В частности блок мероприятий включал
Организационный блок, финансовый блок и научно-технический блок комплекса мероприятий, что можно считать началом комплексного интегрированного подхода к повышению вопросов безопасности.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) недавно подвела итоги, собрала статистику по авиационной безопасности за 2011 год и ее изменение по сравнению с предыдущим периодом. В масштабах мира в целом показатели значительно улучшились, чего, к сожалению, нельзя сказать о России.
В каждом авиапредприятии составляется программа обеспечения авиационной безопасности, которая включает в себя три состава действий:
• действия до кризисной ситуации;
• действия во время кризисной ситуации;
• действия после ликвидации кризисной ситуации.
Закрытое акционерное общество «АэроМАШ-Авиационная Безопасность», созданное в 1998 году, обеспечивает авиационную безопасность в Международном аэропорту «Шереметьево». ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность» стало одним из первых в России предприятий, которое обеспечивает Нормы, правила и принципы авиационной безопасности на воздушном транспорте в контексте требований и Стандартов ИКАО / ИАТА и в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, основополагающим документом которого является Воздушный кодекс Российской Федерации и иные нормативные документы.
Работа предприятия осуществляется круглосуточно одновременно в 111 пунктах досмотра в терминалах «B», «C», «D», «E», «F» аэропорта.
Менеджмент ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность» много внимания уделяет ресурсному обеспечению и техническому оснащению предприятия, понимая, что только современное оборудование и приборы позволяют достичь высокой эффективности в работе.
Кадровая стратегия предприятия направлена на обеспечение устойчивого роста и укрепление позиций компании на рынке услуг по авиационной безопасности, достижения оптимальных рабочих показателей системы авиационной безопасности в международном аэропорту Шереметьево. Главной целью кадровой политики является достижение экономической эффективности по всем направлениям кадровой работы с персоналом.
На предприятии действует поэтапная система отбора кадров при найме на работу, разработан и внедрен комплекс мероприятий по профессиональной и социальной адаптации сотрудников предприятия, профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в области авиационной безопасности.
Создание в 2002 году Авиационного учебного центра (АУЦ), которому Федеральным агентством воздушного транспорта России выданы документы на право самостоятельной подготовки специалистов авиационной безопасности с выдачей им соответствующих удостоверений, позволило решить эту задачу, используя потенциал и опыт самого предприятия.
В настоящее время 2000 сотрудников, имеющих соответствующий профессиональный сертификат, заняты на работах, непосредственно связанных с выполнением мероприятий по обеспечению авиационной безопасности.
Менеджмент высшего звена не только демонстрирует идеологическую приверженность к достижению сформулированных целей по обеспечению устойчивой авиационной безопасности, но и участвует во всех организационных и эксплуатационных мероприятиях по ее совершенствованию: через модернизацию технических средств, применяемых в процедурах по авиационной безопасности; технологическое обеспечение и управление качеством услуг.
В целях обеспечения эффективной системы безопасности в компании осуществляется:
Составление, внедрение в действие и совершенствование Программ безопасности аэропорта/авиакомпании;
планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА,
подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности,
обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;
ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;
оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);
охрана аэропорта и жизненно важных объектов;
организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима аэропортов,
специальный предполетный осмотр ВС на безопасность;
досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра;
производство специальной досмотровой техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов такой техники;
выработка предложений по созданию и совершенствование законодательства и нормативных актов в области авиационной безопасности страны.
Авиационная безопасность в лице сотрудников службы авиационной безопасности осуществляется следующим образом:
осуществляется контроль за сохранностью воздушных судов на стоянке; контроль правильности расчёта коммерческой загрузки, оформления центровочного графика, СЗВ и других перевозочных документов; контролируют правильность загрузки груза, почты багажа; осуществляет досмотр пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, груза и бортового питания на предмет обнаружения веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА.
Руководящий состав и сотрудники подразделений авиационной безопасности в обязательном порядке проходят специальную профессиональную подготовку, регулярную переподготовку (повышение квалификации) в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, действующих нормативно-правовых документов по обеспечению авиационной безопасности в гражданской авиации РФ, а также требований стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в области авиационной безопасности
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом специальных мер:
• предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта;
• охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушное судно посторонних лиц, охрана жизненно важных объектов аэропорта;
• исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
• предполетный и послеполетный досмотр экипажей воздушных судов, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, грузов, почты, досмотр работников аэропорта всех категорий, работников сторонних организаций, находящихся на территории аэропорта;
• реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов;
• проведение профайлинга.
На основании Приказа Минтранса РФ N 104 от 25.07.2007 г. «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» и Приказа Минтранса РФ N 142 от 28 ноября 2005г. «Требования авиационной безопасности к аэропортам» в аэропорте проводится психологический опрос – профайлинг, для обеспечения высокого уровня безопасности.
В дальнейшем перспективы развития систем авиационной безопасности связаны с участием во внедрением в жизнь элементов стратегий международных авиационных объединений. В частности
Повышать уровень авиационной безопасности в гражданской авиации во всем мире.
Повышать уровень авиационной безопасности в гражданской авиации во всем мире путем реализации комплекса мер.
Относительно же использования профайлинга - хоть выгоды его применения очевидны, при его использовании также возможны сложности
Фактически проверить всех и все что перемещается с помощью авиационного транспорта в нынешних условиях по оценкам специалистов не представляется реальным в силу сложности и большого объема проверок которые необходимо было бы провести в очень короткий промежуток времени. Поэтому возрастает роль непрямых методов проверки с помощью которых можно из массы всех пользователей авиатранспорта выделить потенциально опасные и фактически опасные элементы.
Поэтому в таких условиях возрастает роль как международного сотрудничества в сфере авиационной безопасности, так и роль внутренних служб безопасности в пределах страны, которые могли бы помочь выявить появление потенциальной угрозы.
Важное значение для повышения уровня авиационной безопасности имеют проведение ИКАО Региональных конференций по авиационной безопасности.
Совершенствование технологий приводит к росту их использования в аэропортах.
Для повышения уровня авиационной безопасности среди всего прочего, особенно в свете более быстрого совершенствования технологий чем раньше и роста, рекомендуется проводить соответствующие форумы, семинары, выставки, с практическим внедрением тех совершенствований, которые доказали свою эффективность.
Кроме того, в рамках проведения совместных мероприятий важными также являются такие мероприятия как совместные проверки
Коротко экономический эффект от внедрения и совершенствования систем авиационной безопасности может быть выражен:
- снижение количества человеческих жертв, которые приводят как к прямым экономическим, так и политическим и другим потерям;
- снижение потерь воздушных суден и их багажа от аварий;
- снижение уровня потерь воздушных суден – и связанных с ними потерь технологических новаций (получение другими странами военных секретов связанных с производством и использованием преимущественно технологически новых воздушных суден);
- снижение потерь вследствие потери воздушными судами управления: помещений, собственности, земель и т.д.

Принципы обеспечения авиационной безопасности на примере ЗАО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность".
+7

Вертикальные вкладки