Введение. 3
Глава 1. Социально-психологическая характеристика подросткового возраста в целом и отношения родителей к подростковым проблемам в частности 5
1.1. Возрастные особенности поведения и деятельности подростка 5
1.2. Социально-психологическая характеристика представлений взрослых о своих детях подросткового возраста. 16
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений родителей о решении подростками трудных ситуаций. 25
2.1. Организация и методики исследования. 25
2.2. Результаты исследования. 29
Заключение. 33
Список литературы.. 34
Приложения. 36
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Подростковый возраст является (впрочем, как и детский и юношеский) крайне значимым для становления будущей личности. Его специфика заключается в том, что именно в нём закладываются основы межсоциального взаимодействия, которые ребёнок понесёт дальше, в свою будущую жизнь. Именно в подростковый период личность начинает своё становление в социальной среде за рамками семьи, формируя свою жизненную позицию и утверждаясь в ней. Всё это накладывается на бурный период гормонального взрыва, связанного, в первую очередь, с половым созреванием. Эта довольно гремучая смесь биологического и социального требует от взрослого, особенно - близкого, коренного пересмотра уже сформированного к себе отношения.
Завершая настоящее исследование, отметим следующее. Анализ теоретических источников приводит нас к выводу, что подростковые новообразования личности провоцируют пересмотр взаимоотношений взрослого и ребёнка-подростка, требуют их структурной и качественной перестройки. Это связано как с объективными и субъективными изменениями социальной ситуации подростка, так и с изменением социальной ситуации взрослого во взаимоотношениях с ним. Адекватность отношения взрослого к подростковым проблемам здесь предопределена, с одной стороны, необходимостью уважения к автономности и самостоятельности ребёнка подросткового возраста, формирующемуся у него чувству взрослости, а с другой – необходимостью продолжения реализации собственной воспитательной функции, так как ответственности за участие в эффективной социализации ребёнка со взрослого никто не снимал.