Правовой режим особо охраняемых территорий

Правовой режим особо охраняемых территорий

Тип работы: 
Курсовая
Предмет:
Год выполнения: 
2020
Объем: 
29
Цена: 
3 000руб.
№ работы: 7520

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1 Общее понятие особо охраняемых природных территорий……..

5

1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях……………………………………………………

5

1.2  Классификация особо охраняемых природных территорий………….

8

Глава 2 Правовой режим особо охраняемых природных территорий……

13

2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и национальных парков……………………………………………………….

13

2.2 Правовой режим государственных природных заказников и природных парков…………………………………………………………

 17

2.3 Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов…………………………………………………………

18

2.4 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов...

19

Заключение…………………………………………………………………

23

Список использованной литературы и источников……………………….

26

Одним из важных принципов государственной политики по обеспечению экологической безопасности является конституционный принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленный в части 1 статьи 42 Конституции Российской Федерации.

Потребность исследования выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время человечество очень активно влияет на происходящие в природе процессы. При этом он либо потребляет природные ресурсы, оказывая негативное воздействие на окружающую природную среду, либо воздействует на окружающую среду положительно: очищает русла рек от мусора, высаживает леса, устанавливает очистные сооружения, осуществляет рекультивацию земель, нарушенных в процессе хозяйственного недропользования.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Целью   настоящей    курсовой работы    является    исследование   экологического законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с данной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
       1. Дать характеристику законодательной     базе     об     особо   охраняемых природных территориях.
       2. Рассмотреть категории и виды особо охраняемых природных территорий.
       3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Объектом исследования данной работы являются особо охраняемые природные территории. Предметом исследования представленной работы выступает правовой режим особо охраняемых природных территорий.
        Методологической основой курсовой работы является диалектический и системный подход к анализу и оценке правового положения особо охраняемых природных территорий, выявлению правовой природы и факторов, влияющих на правовой режим особо охраняемых природных территорий. Наряду с этим используются и общепризнанные методы исследования, так и наблюдение, обобщение, сравнение.

Теоретическую основу курсовой работы составляют положения и выводы отечественных ученых в области экологического права: Б.В. Ерофеева,  С.А. Боголюбова,  Е.А.Жиляевой, О.Р.Саркисова, В.В. Петрова, и других.

Основные выводы и предложения в курсовой работе основываются на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, регулирующем эколого-ресурсные отношения, нормативно-правовых актах государственных органов управления и контроля.

         Структура курсовой работы представлена следующим образом: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Исследование в области правового регулирования ООПТ позволяет говорить о том, что в целом в Российской Федерации сформировалась законодательная база, и это безусловно следует оценивать, как прогрессивный шаг в рамках охраны окружающей среды и обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Однако оно страдает существенными недостатками и не может полноценно обеспечить продекларированные экологическим законодательством цели.

Охрана особо охраняемых природных территорий и объектов осуществляется посредством как реализации общих принципов и норм экологического законодательства, так и через собственные правовые механизмы, такие как кадастр, экологический контроль, а также с помощью обязательных требований иного законодательства, в частности земельного.

Помимо охраны ООПТ экологическое законодательство предусматривает особые меры по правовой охране иных природных объектов, в первую очередь редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и почв. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений ведется Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, занесенные в красные книги, изъяты из хозяйственного использования. Красная книга РФ ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и грибов, произрастающих на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведении об указанных объектах растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Издание Красной книги РФ осуществляют не реже одного раза в десять лет. С целью учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв законодательством предусмотрено ведение Красной книги почв РФ и красных книг почв субъектов РФ. Так, Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 января 2012 года N 67-п «О Красной книге Оренбургской области (в ред. от 3 сентября 2018 года) утверждено «Положение о Красной книге Оренбургской области». 

     В завершение данного исследования можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2.  Порядок   пользования   такими   землями   устанавливается    специальными   

    законодательными актами.

  1. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  2. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  3. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  4. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  5.  В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  6.     Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.

 Успех в деле сохранения и обеспечения дальнейшего развития сети ООПТ в России возможен лишь в ходе совместных усилий Федерального Правительства, депутатского корпуса, региональных органов власти, российского бизнеса и, конечно, правоохранительных органов.

Таким образом, для того чтобы обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, необходимо развивать все имеющиеся инструменты механизма охраны окружающей среды, в частности ООПТ.

Правовой режим особо охраняемых территорий
+7

Вертикальные вкладки