Введение ……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы маржинального подхода
в управленческом учете
1.1. Концепция маржинальной прибыли……………………………………….5
1.2. Калькулирование себестоимости по переменным расходам
или по методу “директ-костинг”………………………………………….11
Глава 2. Организация учета затрат в ООО «Элис»
2.1. Методика учета полных затрат в ООО «Элис»…………………………14
2.2. Составление калькуляций по видам продукции…………………………19
Глава 3. Совершенствование метода учета затрат в ООО «Элис»
3.1. Использование метода учета сокращенных затрат«директ-костинг»…23
3.2. Составление отчетов о прибылях и убытках при полном учете затрат
и маржинальном доходе ……………………………………….…………26
Заключение…………………………………………………….……………….32
Список литературы…………………………………………….………………34
Приложение ………………………………………………….………………...35
Для постановки управленческого учета на предприятии очень важно разработать удобные форматы управленческой документации – внутренней отчетности.
Как правило, отчет центра затрат представляет собой фактическую производственную калькуляцию. Для линейных подразделений это – отчет довольно сложного формата, содержащий как стоимостные, так и натуральные, а зачастую и нормативные или условные показатели. Отчет функциональных подразделений имеет более примитивную форму, поскольку не связан с калькулированием себестоимости продукта. Он обеспечивает аппарат управления информацией о ходе производственного процесса и динамике затрат. Это – первый уровень управленческой (внутрифирменной) отчетности.
Отчет центра доходов предоставляется в произвольной форме.
Отчет центра прибыли, касающийся темы данной работы, имеет формат отчета о прибылях и убытках. Он основан на отчете центра доходов. Он позволяет получить информацию о вкладе различных изделий в общий финансовый результат, то есть о маржинальном доходе подразделения. Актуальность темы данной работы заключается в том, что такой отчет важно формировать по маржинальному принципу в отличие от отчета о прибылях и убытках в финансовом учете, который формируется по методу валовой прибыли. Это – второй уровень внутрихозяйственной управленческой отчетности.
Форма отчета центра инвестиций произвольна. Он дает возможность определить рентабельность продаж, рентабельность активов, помогает оценить эффективность деятельности как отдельных подразделений, так и организации в целом. Это – третий уровень управленческой отчетности.
Предмет курсовой работы – отчет о прибылях и убытках при маржинальном доходе и при полном учете затрат.
Объект курсовой работы – финансовый результат деятельности ООО «Элис».
Цель курсовой работы – сформировать отчеты о финансовом результате деятельности ООО «Элис» при полном учете затрат и при сокращенном учете затрат, основанном на маржинальном доходе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие маржинальной прибыли;
- раскрыть методику калькулирования себестоимости по переменным расходам или по методу “директ-костинг”, при котором используется маржинальный доход;
- описать методику учета полных затрат в ООО «Элис»;
- показать порядок составления калькуляций по видам продукции;
- в целях совершенствования метода учета затрат предложить предприятию использовать метод учета сокращенных затрат«директ-костинг».
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Маржинальный доход – это разница между выручкой от продажи продукции и ее неполной себестоимостью, рассчитанной только по переменным (прямым) расходам. Маржинальный доход используется при методе учета сокращенных затрат - «директ-костинг»
Валовая прибыль – это разница между выручкой от продажи и ее полной себестоимостью, рассчитанной и по переменным (прямым), и постоянным (косвенным) расходам.
Валовая прибыль покрывает непроизводственные затраты, а маржинальная прибыль покрывает постоянные затраты. Поэтому и отчеты о прибылях и убытках строятся по-разному: отчет, использующий валовую прибыль, построен по функциональному признаку затрат (производственные, непроизводственные), а отчет, использующий маржинальную прибыль, построен по поведенческому признаку затрат (переменные, постоянные).
Для составления внешней финансовой отчетности формат отчета о прибылях и убытках, основанный на маржинальной прибыли, как правило, не используется. Но его применение дает хорошие результаты в системе управленческого учета. Он служит для принятия управленческих решений.
На исследуемом предприятии ООО «Элис» для учета затрат используется метод формирования полной себестоимости, при котором общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на себестоимость продукции путем распределения по видам продукции, что видно из Отчета о прибылях и убытках (Приложение 2).
Однако поскольку общехозяйственные расходы слабо связаны с объемом производства, целесообразнее не распределять их на себестоимость продукции, а списывать на счет 90 «Продажи», в результате чего формируется не полная, а сокращенная производственная себестоимость, в которую входят только прямые производственные расходы и расходы по обслуживанию производством - общепроизводственные расходы. Расходы же по управлению предприятием (общехозяйственные или общезаводские расходы) списываются на финансовые результаты от продажи.
В связи с этим для ООО «Элис» было предложено не включать в себестоимость продукции общехозяйственные расходы, а списывать их на финансовые результаты от продажи.
Преимущество такого метода учета затрат (метод сокращенной себестоимости) состоит в том, что он дает более точную картину формирования стоимости отдельных видов продукции, независимо от того, каковы были суммы заработной платы управленческого персонала, суммы коммунальных платежей и других постоянных расходов. Информация о стоимости продукции освобождена от влияния этих издержек, а потому является более наглядной и объективной и позволяет принимать эффективные управленческие решения по сокращению затрат, ценообразованию и т.п.
Так, по результатам калькулирования полной и сокращенной себестоимости ООО «Элис» рентабельность продукции получается разная.
С помощью маржинального подхода была рассчитана точка безубыточности ООО «Элис» и выявлен наиболее рентабельный вид продукции.
Таким образом, для принятия решения о направлениях развития предприятия, как и при решении других управленческих задач, система "директ-костинг", основанная на маржинальном доходе, является более предпочтительной, чем расчеты, основанные на учете полных затрат.