Особенности самосознания подростков группы риска.

Особенности самосознания подростков группы риска.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
51
Цена: 
500руб.
№ работы: 379

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самосознания и Я-концепции у подростков 5
1.1. Я-концепция как основа личности человека 5
1.2. Развитие самосознания и Я-Концепции в подростковом возрасте 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции современного педагога 28
2.1. Методологические основы исследования 28
2.2. Ход и результаты исследования 37
Заключение 46
Список литературы 49

К сожалению, наше время не свободно от подростковой преступности. Проблема несовершеннолетних правонарушителей, наркомании в подростковой среде относится к числу одной из наиболее острых в современном обществе.  При этом многие специалисты отмечают, что среди социальных факторов, формирующих личность подростка, в первую очередь следует отметить малые социальные группы - семью, группу сверстников, а также школу, производственный коллектив и в более широком плане нацию, общество в целом, осуществляющее политическое, идеологическое, нравственное культурно-воспитательное воздействие. Зависимость от микросредового окружения, недоразвитость или полное отсутствие правосознания и нечеткость социальных диспозиций являются нормальным проявлением возрастной психологии несовершеннолетних.

В юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая — на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т. д.). Для второй — участие в производительном труде и использование приобретенных знаний и профессиональных умений и навыков, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности[1].

Самосознание рассматривается как сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий и раскрывается в рамках Я-концепции, которая является одним из новообразований раннего юношеского возраста. Формируясь к окончанию подросткового периода как целостный индивидуально-психологический феномен, Я-концепция сочетает в себе активное и рефлексивное Я подростка, тем самым детерминируя его поведение. Изучение хода и результатов развития Я-концепции в онтогенезе и дизонтогенезе актуально и имеет большое практическое значение.

Исходя из изложенного, целью настоящей работы является выявление особенностей самосознания подростков группы риска.

Объектом исследования являлись юноши и девушки 15-17 лет, предметом исследования – особенности самосознания у девиантных подростков, и у подростков в норме.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что характеристики самосознания подростков из «группы риска» значимо отличаются от характеристик самосознания, типичных для возрастной нормы.

В качестве задач исследования планировалось решить следующие:

1. Провести теоретический анализ проблемы самосознания и Я-концепции в подростковом возрасте.

2. Спланировать и провести эмпирическое исследование по заявленной проблематике.


[1] Практикум по возрастной и педагогической психологии Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий и др.; Под ред. А. И. Щербакова.— М.: Просвещение, 1987.

Я-концепция («самость») отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть («реальное-Я»), но также и то, какими, мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, то есть «идеальное-Я». «Идеальное-Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-концепцию правомерно рассматривать как совокупность установок, направленных на самого себя. Установки можно конкретизировать следующим образом:

- образ Я — представление индивида о самом себе;

- самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

- потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Результаты проведённого нами эмпирического исследования особенностей самосознания и Я-Концепции подростков группы риска в сравнении с обычными подростками можно интерпретировать следующим образом.

Юноши и девушки, которые в целом не демонстрирующие склонности к девиантному поведении, глубже, чем их сверстники, относящиеся к «группе риска» осознают себя, внутренне честны и открыты в первую очередь для себя самих; индивиды, демонстрирующие девиантное поведение, склонны к более закрытому отношению к себе, что, на наш взгляд, может быть связано с потребностью в активизации механизмов психологической защиты.

Обычные юноши и девушки более отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий их личность, деятельность и общение; считают, что их судьба находится в их собственных руках, испытывают чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Они более эффективно способны управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Их сверстники из «группы риска» более склонны верить в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам, у них размыт локус "Я", отсутствуют тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.

Юноши и девушки с поведением в границах социальной нормы более склонны полагать, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание. Их сверстники, поведение которых отклоняется от социальных норм, более уверены в обратном, что может выражаться в изначально оппозиционном отношении к мнению и взглядам других людей. 

Обычные юноши и девушки относятся с большей симпатией к самим себе, более согласны со своими внутренними побуждениями, с позицией принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Они более, чем их сверстники из «группы риска», склонны одобрять собственные планы и желания, более снисходительно и дружески относятся к себе.

Респонденты из «группы риска» же имеют более ригидную Я-концепцию, некоторую консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного "Я" (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе - положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу "Я". В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания, что подтверждается анализом данных по шкале «открытость – закрытость».

Обычные юноши и девушки более склонны к рефлексии, к наличию внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой на общем ситуативном негативном фоне отношения к себе. Но следует отметить, что конфликт – не обязательно плохо, личность развивается через преодоление внутренних противоречий. Юноши и девушки из «группы риска» же более склонны к закрытости, поверхностному удовлетворению собой и отрицанию реально существующих проблем.

Таким образом, гипотеза нашего исследования – предположение о том, что характеристики самосознания подростков из «группы риска» значимо отличаются от характеристик самосознания, типичных для возрастной нормы – подтвердилась его результатами.

Особенности самосознания подростков группы риска.
+7

Вертикальные вкладки