Особенности развития внимания и памяти у дошкольников

Особенности развития внимания и памяти у дошкольников

Тип работы: 
Контрольная
Предмет: Педагогика
Год выполнения: 
2015
Объем: 
29
Цена: 
360руб.
№ работы: 4656

Введение………………………………………………………………………… 2

Глава 1.    Внимание ……………………………………………………………..       3

1.1.         Особенности развития внимания у детей

дошкольного возраста …………………………...       …………………. 3

1.2.         Рассеянность внимания у дошкольников и её причины…….       ……. 6

Глава 2.    Основные направления развития памяти

в дошкольном возрасте........................................................................    9

2.1.    Виды памяти и их развитие……………………………..........       ……. 9

2.2.   Развитие процессов памяти……………………………         …………..15

Глава 4.  Методы развития внимания и памяти дошкольников

(игры и упражнения).……………………………………..…….       …....19

4.1   Упражнения и игры на развитие внимания …………………...      ……19

4.2  Упражнения и игры на развитие памяти……………………..         ……19

Глава 5 Характеристика внимания и памяти дошкольников…….      …………..23

5.1. Серия экспериментов для составления

характеристики внимания детей дошкольного возраста……..      ……23

5.2. Серия экспериментов для составления

характеристики памяти детей дошкольного возраста…       …………..24

Заключение………………………………………………………….         ……..         ……28

Список использованной литературы……………………………………         ……29

 

Введение

 

Внимание и память в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии.

Если уже в раннем детстве выделяются особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание и память долгое время не приобретают самостоятельности. Ребёнок не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чём-либо сосредоточиться, сохранить в памяти увиденное или услышанное. Такие действия начинают складываться только в дошкольном возрасте.

Роль внимания и памяти в развитии ребёнка огромна: усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек…

Организация и воспитание внимания и памяти ребёнка предполагает выяснение многих вопросов: от чего зависит произвольное и непроизвольное внимание дошкольника? Как запоминают дети? Каковы пути развития видов памяти?

Контрольная работа посвящена особенностям развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста, а именно: видам внимания и памяти, их направлениям и методам развития. Для определения внимания детей-дошкольников проведены эксперименты, результаты которых приведены в работе.

Заключение

 

Как часто взрослые, наблюдая, с какой лёгкостью ребёнок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребёнок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребёнком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чём-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т. п. Чтобы иметь возможность разрешить, эти задачи, ребёнок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания и памяти, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

И всё же большая часть детей шести лет уже стремится к припоминанию слов без названия опорных изображений (по З. М. Истоминой). Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определённым материалом, остаётся до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Поэтому внимание и память ребёнка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребёнка в дошкольный возраст. Изучая эти стороны умственного развития дошкольника, мы можем до известного момента указать только количественные изменения: возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти.

Особенности развития внимания и памяти у дошкольников
+7

Вертикальные вкладки