Особенности развития моды в контексте культуры второй половины 19века.

Особенности развития моды в контексте культуры второй половины 19века.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Культурология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
45
Цена: 
450руб.
№ работы: 326

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЫ В КОНТЕКТСТЕ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА…………………………..….6

1.1 Западная культура второй половины XIX века ………………….6
1.2 Особенности искусства второй половины XIX века……………..9

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОДЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 21

2.2 Модные тенденции в одежде второй половины XIX века……...21

2.2 Костюм второй половины XIX века……………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 42

История моды почти такая же древняя, как и прошлое костюма. С того времени, когда человек начал применять одежду как средства защиты от негативных условий окружающей среды, оставалось немного до тех пор, пока он не начал думать о её эстетической и стилизирующей функции[1]. Одежда сталатем предметом, в котором он явно и наиболее непосредственно смог выразить свое художественное миросозерцание. Выражение «таинственный язык моды» мы можем просто заменить формулировкой «живой язык одежды» и в частности в применении к историческим эпохам, ибо одежда человека остаась до нашего времени средством образного выражения точных представлений о самой одежде и обо всем мире в целом.

С древних времен человек стремился закрыть свое голое тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыдливости. Но подобная интерпретация представляется слишком лимитированным и ограниченным[2]. Костюм был не только прикрытием, но и выполнял символическую функцию. Даже амулет был в свое время «облачением», т. к. он являлся переходом между обнаженным, ранимым человеческим телом и окружающей средой. Яркие образцы символического значения определенных видов облачения представляют собой суровые требования средневековых сословий или испанских священников.

Модой в наиболее широком смысле слова можно назвать существующие в четко ограниченный  период и общепризнанное на подобном этапе отношение к экзогенным формам культуры: к образу жизни, традициям сервирования и правилам поведения во время трапезы, автомашинам, одежде. Но при применении слова мода, под которым постоянно имеется в виду постоянное и с позиций разума не совсем объяснимое желание к видоизменению всех форм проявления культуры, чаще всего имеют в виду облачение.  Развитие спроса на  одежду с исторической точки зрения  имеет тесную связь с модой и между ними, поэтому часто ставят знак равенства[3].

Тот аргумент, что кажущееся неразумным желание человека к новшествам всегда было любимой темой для юмористов и карикатуристов, не должен ввести нас в заблуждение по поводу того, что мода, а одежде - тема этой работы - является обстоятельством, которое требует очень ответственного отношения в культурном обществе, уже не говоря о роли её для народного хозяйства. В эволюции и переменчивости моды каждый раз вновь и вновь звучит обещание заключительного идеала «красоты» (которого не существует). Человек, а поточнее сказать заказчик, всякий раз с горячностью доверяет подобному обещанию, и всякий раз должен повиноваться проявлениям новой моды. Человеческое тело является важным предметом модной стилизации. Каждая эпоха формирует свои собственные размеры эстетического идеала пропорций человеческого тела. Более ярко подобные отличия  обнаруживаются в видоизменениях идеала женской красоты, от пышных форм в картинах Рубенса до любимых  в наше время стройных, узких, высоких линий.

Таким образом, облачение выделяет или прикрывает и, скрадывая определенные части тела для приближения силуэта к популярному идеалу. Она подправляет и стилизует. Особым примером этого служит средневековый силуэт женского тела с немного выделяющимся животом, что доказывают многие произведения искусства того времени, или силуэт в стиле рококо с чересчур тонкой талией. Лишь в XX столетии, когда человечество вспомнило о натуральных пропорциях тела, был положен конец ненормально-нездоровой деформации тела с помощью корсета, которая в корне ничем не отличается от ограничения роста ступней ног у маленьких девочек в азиатских странах, который считался  особенностью  аристократизма, или от традиций архаичных племен[4].

Пропорции тела человека также в значительной мере зависят от того, что на него надето. Чаще всего течения  в истории одежды отражают устремление к преувеличению действительной величины тела. Зрительное  увеличение фигуры или объема, к примеру, кринолином, преследовало обычно задачу подчеркнуть достоинство и общественный статус владельца. Во все времена длина одежды, такие как, продолжительность  шлейфа в средневековый период, или объем потраченной на платье материи являлись отличительным признаком принадлежности обладателя  к конкретному рангу[5].

Двое наиболее выдающихся авторов  моделей XIX века, Ворт и Редферн, были английскими подданными; англичанами во Франции. Журнал «Моденвельт» (Мо-denwelt и не только он, в 1865 г. писал: «Что бы там ни думали, Париж признан королевской представительством моды, откуда владетельница  отправляет свои приказания...» Актуальность темы курсовой работы определяется значительным вкладом культуры XIX в развитие модных тенденций в одежде, без него невозможно представить развитие истории костюма.

Необходимость изучения истории культуры XIX выявляется в ее специфичности.

Объектами исследования являются мода и культура последней половины XIX столетия.

Предметами исследования являются особенности моды в контексте культуры второй половины XIX столетия.

Целью курсовой работы является определение особенностей культуры в контексте моды последней половины XIX столетия.

Задачами курсовой работы являются:

-        определение общих тенденций развития моды последней половины XIX столетия;

-        определение особенностей костюма последней половины XIX столетия;

-        изучение особенностей культуры последней половины XIX столетия.Для написания курсовой работы использовались труды Веклича С.Н., Зелинг Ш., Ермиловой Д.Ю., Мерцаловой М.Н., Третьяковой Т.Н., Янгировой  Р.Г., Чекмесовой Е.К. ,Захаржевской  Р.В., Аброзе Е.А  и  др.

Захаржевская Р.В. в «Истории костюма. От античности до современности» наиболее полно знакомит нас с эстетическими особенностями последней  половины XIX века. Здесь идет речь об основных, прогрессивных течениях в искусстве того времени: романтизме и реализме, о смешении стилей в архитектуре,  убранстве интерьеров, мебели, прикладном искусстве[6].

Представлены в данной работе  и цитаты известных деятелей культуры, художников, драматургов – интерпретаторов той эпохи. Особое внимание уделяется проблематике театрального костюма, его социальной  характеристике,   символизму.

          Ермилова Д.Ю. в своем труде «История домов моды» уделяет  внимания появлению «Синдиката французской высокой моды» - организации, объединившей салоны, в которых одевались элитные круги общества. 

      Структура курсовой работы включает введение, 2 раздела, заключение список используемой литературы, список иллюстраций и альбом иллюстраций.


[1] Жабцев В. М. Импрессионизм, – М.: Харвест, 2008. – С. 231.

[2] Манн Ю. В. Мировая художественная культура: XIX век. – СпБ.: Питер, 2007. – с. 345

 

[3] Манн Ю. В. Мировая художественная культура: XIX век. – СпБ.: Питер, 2007. – с. 214.

 

[4] Жабцев В. М. Импрессионизм, – М.: Харвест, 2008. – С. 234.

[5] Манн Ю. В. Мировая художественная культура: XIX век. – СпБ.: Питер, 2007. – с. 236.

 

[6] Манн Ю. В. Мировая художественная культура: XIX век. – СпБ.: Питер, 2007. – с. 212.

 

Таким образом, специфичностью развития европейской культуры XIX в. было выдающееся  разнообразие форм, течений  и жанров в искусстве. Романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы главные течения, которые охватили почти все виды творчества – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. и писатели, и художники, и музыканты отражали в своих творениях жизнь со всеми ее трудностями, нюансами социальной и политической жизни, революционных переворотов. Деятели искусства своими произведениями издали широкую энциклопедию жизни XIX в[1].

Где возникает мода? Определенного ответа дать не возможно. Наверно, во Франции, скажет каждый. Но это совсем не так естественно. В течение тысячелетий большинство городов и страны претендовали на главенствующую роль в вопросах вкуса[2]. Только окольными путями моду принесло на побережья Сены. Италия, Испания и затем  Англия были ступенями её пути по европейским странам[3]. Во вторую половину XIX века развивается искусство художников реалистического течения, в мужской одежде возникают цветные рубашки, короткие брюки «гольф», легкие куртки, мягкая  шляпа из фетра, в интерьерах превальировал роскошный и безвкусный стиль, который выражал теорию буржуазного благоденствия, - «позитивизм», с желанием удобства, изнеженности, уюта.

Мужской и женский костюм в течение второй половины XIX века претерпел незначительных изменений, новым типом костюма стала визитка, в конце века входит в моду еще один мужской костюм, мода на который зародилась в Англии, смокинг, в основном женская одежда ассоциировалась с видом русалки в котором происходит обогащение разнообразия тканей, кружев.


[1] Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – Т. III и IV. – СПб.: Питер,2005. – С. 236.

[2] Создатели // Мода. Имидж. Престиж. - 2004. - № 1. – С. 30.

[3] История костюма. От античности до современности./Р.В. Захаржевская. – М: РИПОЛ классик, 2007. –С. 57.

 

Особенности развития моды в контексте культуры второй половины 19века.
+7

Вертикальные вкладки