Введение. 3
1. Теоретические аспекты проблемы развития персонала малых предприятий 5
1.1 Понятие и особенности деятельности малого предприятия. 5
1.2 Развитие персонала как направление деятельности по управлению кадрами 8
2. Особенности политики развития персонала малых предприятий. 13
2.1 Характеристика персонала малых предприятий. 13
2.2 Развитие персонала малых предприятий: подходы и методы.. 19
Заключение. 26
Список использованных источников и литературы 28
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обуславливается сложившейся ситуацией в современной российской экономике, подъем и развитие которой напрямую связаны с деятельностью персонала, особенно в первичном звене производства. Именно персонал, его заинтересованность, трудовая и творческая активность могут и должны вывести Россию на передовые рубежи экономического развития.
В условиях рынка результативность хозяйственной деятельности организации зависит от способности ее персонала адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде. Степень такой реакции зависит, прежде всего, от конкретных людей, их знаний, опыта, мотивации; способности решать возникающие проблемы. Включение работника во все хозяйственные проблемы - сердцевина концепции преобразования механизма управления экономикой. Речь по существу идет об изменении самого подхода к деятельности персонала, его постоянной нацеленности на стратегию роста. От этого, в конечном счете, будут зависеть и темпы рыночных преобразований в организации.
Таким образом, роль развития персонала для деятельности малого предприятия очень велика. Персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждой организации. Хорошо подготовленные работники способны значительно повысить уровень рентабельности организации, а в современных условиях ведения бизнеса выжить смогут только организации с высоким доходом. Поэтому каждый менеджер по управлению персоналом стремится к тому, чтобы в его команде работали только профессионалы.
Сегодня руководство прекрасно понимает, какую роль играет обучение сотрудников в развитии организации. Некомпетентность работников и их нежелание работать, в конечном счете, обязательно отразится на качестве коллективной работы над проектами и прибыли. Для того чтобы добиться от работников полной отдачи, необходимо хорошо их обучить. Обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы, ценности специалистов, а также их профессионального уровня. В процессе обучения работники смогут развить навыки эффективной коммуникации, необходимые для установления хороших взаимоотношений с партнерами и клиентами.