- Создание начальных школ во второй половине 19 века; их развитие до 1917 года.
- Почему законопроект о всеобщем начальном образовании не был принят, хотя все были "за"
- Среднее образование - реформы и контрреформы.
Земские школы были двух типов — одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем (т.н. однокомплектные), и двухклассные с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Одноклассные училища также могли быть двухкомплектными, т.е. иметь двух учителей, 2 классных комнаты и до 100 учеников при курсе одноклассного училища.
Хотя земства формально не имели права непосредственно влиять на учебный процесс — определять содержание программ, выбирать учебники и пособия, назначать и увольнять учителей, — они, тем не менее, оказывали такое влияние. Помимо обязательных предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение), земские учителя факультативным порядком преподавали природоведение, географию, историю. Земства снабжали учителей лучшими из существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные библиотеки. И хотя Закон Божий преподавался в обязательном порядке всюду, но в земских — светских школах — он был наряду с прочими предметами, а в церковно-приходских, относившихся к ведению Синода, — над прочими предметами.