Нарушения полоролевой идентичности.

Нарушения полоролевой идентичности.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
38
Цена: 
450руб.
№ работы: 378

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений полоролевой идентичности 5
1.1 Понятие и виды идентичности 5
1.2 Полоролевая идентичность, ее формирование. Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности 11
1.3 Взаимосвязь полоролевой идентичности с взаимоотношениями индивида с отцом 16
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений полоролевой идентичности 19
2.1 Цель и задачи исследования 19
2.2 Методики исследования 20
2.3 Результаты исследования 22
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Актуальность проблемы исследования:

В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.

Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный - ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.

Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне.

Цель исследования – выявить особенности нарушений полоролевой идентичности

Задачи исследования:

1. Исследовать понятие и виды идентичности.

2. Выявить особенности нарушений полоролевой идентичности.

3. Провести теоретический анализ взаимосвязи полоролевой идентичности с взаимоотношениями индивида с отцом.

4. Обосновать экспериментальное исследование нарушений полоролевой идентичности у подростков и ее взаимосвязи с взаимоотношениями индивида с отцом.

Объект исследования – полоролевая идентичность индивида.

Предмет исследования – особенности нарушений полоролевой идентичности.

Гипотеза исследования – существует взаимосвязь между полоролевой идентичностью с взаимоотношениями индивида с отцом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи между полоролевой идентичностью с взаимоотношениями индивида с отцом подтверждена в проведенном экспериментальном исследовании. Особенно сильно влияет данный фактор на воспитание мальчиков, а впоследствии и юношей. У юношей формируется феминные черты, и они демонстрируют поведение женского типа: они избегают конфликтов, идут на компромисс в конфликте, избегают конкуренции. У девушек же формируется демонстративный тип поведения и в то же время, такая черта как осторожность и предусмотрительность. Корреляционный анализ показывает, что количество лет, прожитых без отца в семье, сильно связаны с формирующимися особенностями полоролевого поведения.

Исследование также показало, что результаты представленных нами в исследовании методик хорошо коррелируют с личностными чертами, то есть, наше исследование показало хорошие характеристики эмпирической валидности.

Путем корреляционного анализа и достоверности различий между экспериментальными и контрольными группами выявлен широкий спектр полоролевых характеристик, связанных с различными аспектами отношения к отцу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что фактор воспитания отца влияет на разнообразные нарушения полоролевой идентичности.

Нарушения полоролевой идентичности.
+7

Вертикальные вкладки