Молодежь на рынке труда.

Молодежь на рынке труда.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Социология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
50
Цена: 
500руб.
№ работы: 425

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению проблем молодежи на рынке труда…………………………………………………………………………..7
1.1 Молодежь как специфическая социальная группа…………………………7
1.2 Сущность и структура рынка труда………………………………………….15
1.3 Динамика и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций современной молодежи…………………………………………………………….21
Глава 2. Востребованность трудового потенциала молодежи российским рынком труда………………………………………………………………………………….28
2.1 Противоречия, препятствующие активной трудовой деятельности молодежи……………………………………………………………………………..28
2.2 Государственная политика в сфере занятости молодежи……………………..35
Заключение …………………………………………………………………………..44
Список литературы ………………………………………………………………….45
Приложение ………………………………………………………………………….48

Актуальность темы. Молодежь - важнейший стратегический ресурс производительных сил страны, поскольку она является не только наиболее энергичной и работоспособной социальной группой, но и способна быстро обучаться, приобретать необходимые навыки и опыт. Поэтому успешный старт на рынке труда -ключевое условие, которое определяет активное участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Он способен заложить прочный фундамент для формирования личности, ее позитивной социализации, профессионального роста в будущем, и, напротив, неудачи в начале трудовой деятельности могут вызвать серьезные негативные последствия, как для личностного, так и для общественного развития.

Основное противоречие, характерное для современного российского рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодежи и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичной возможность найти соответствующую требованиям молодого человека работу. В свою очередь, недоиспользование трудового потенциала молодежи -крайне негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы в масштабах общественного производства.

Кроме того, работодатели сегодня выдвигают высокие требования к качеству подготовки молодых работников, что также приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда.

Социологические исследования и анализ процессов на российском рынке труда, показывают, что с наибольшими трудностями, как объективного, так и субъективного характера молодежь сталкивается именно в сфере социально-трудовых отношений.

Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к работнику нового типа, готового выходить на рынок труда, который должен иметь качественное образование и компетентность в соответствующих сферах, профессиональные навыки и опыт. А предлагающему свой труд молодому человеку необходимо быть предприимчивым, мобильным, умеющим демонстрировать свои знания и навыки на рынке труда.

Российский рынок труда сегодня - это рынок переходной экономики, особенности которого проявляются специфическим образом в сфере занятости: в сочетании умеренно открытой и высоко скрытой безработицы; в гипертрофии вторичной и теневой занятости; в несоответствии профессионально-квалификационного потенциала населения и структуры спроса на рынке труда в сочетании с высоким образовательным уровнем населения и т.д.

С другой стороны, характерной особенностью российского рынка труда является то, что он представляет собой совокупность региональных рынков труда, формирование и функционирование которых обуславливается взаимодействием различных факторов, влияющих на потенциальные и наличные ресурсы труда.

В силу этих обстоятельств проблема обеспечения занятости молодежи, укрепление ее позиций на рынке труда имеет стратегически важное значение. В условиях сокращения числа рабочих мест молодежь оказывается на рынке труда одной из наименее конкурентоспособных социальных групп. При неблагоприятной экономической конъюнктуре падает спрос, прежде всего, на рабочую силу молодежи и лиц в предпенсионном возрасте.

В этой связи на первый план выдвигается задача выработки приоритетов в выборе соответствующих технологий управления государственными механизмами содействия занятости молодежи.

Важность и актуальность этой задачи в современных условиях возрастает в связи с ухудшающейся демографической структурой занятости населения, характеризующейся увеличением доли работников старших возрастных групп и необходимостью активного вовлечения в трудовую деятельность молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. За последние годы появилось значительное количество научных работ, посвященных проблемам российского рынка труда и занятости населения.

Основные положения социально-экономического анализа различных аспектов рынка труда рассмотрены в работах таких ученых, как: В.Н. Бобков, И.Ю. Безгребельная, Б.Д. Бреев, Н.А. Волгин, А.Р. Зубкова, Е.Д. Катульский, Р.П. Колосова, JI.A. Костин, А.О. Котлер, И.С. Маслова, Ю.Н. Попов, Р.Т. Прокопов, В.А. Похвощев, JI.C. Чижова,А.А. Шулус и др.1

Однако, как правило, в этих исследованиях вопросы, связанные с функционированием молодежного рынка труда, социального поведения молодежи, начинающей трудовую деятельность, рассматриваются, в основном, с экономических позиций.

Существенный вклад в изучение проблем молодежи, в т.ч. ее занятости, внесли работы Т.Н. Заславской, З.Т. Голенковой, М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныша, Л.А. Гордона, К.И. Микульского, Н.М. Римашевской, В.Т.Лисовского, В.А. Архипова, П.И.

Большинство этих исследований были посвящены изучению общих связей и закономерностей функционирования молодого поколения, как субъекта социальных отношений, определению субъектности молодежи в профессиональном самоопределении, исследованию социальных статусов и эволюции структуры ценностей молодежи, выступающей на рынке труда и другим аспектам.

Цель работы: определить основные тенденции и противоречия, связанные с востребованностью молодежи на современном российском рынке труда

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

- определение молодежи как специфической социальной группы

- определения рынка труда и место молодежи на нем

- анализ основных проблем молодежи на рынке труда

- определение основных государственных программ по проблеме борьбы с безработицей

Объектом исследования является молодежь как специфическая социальная группа

В качестве предмета исследования определена востребованность молодежи на современном российском рынке труда.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам функционирования российского рынка труда, а также работы в области исследования ценностей и поведения современной российской молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе исследований были выявлены ряд предпосылок для реализации данной проблемы.

Во-первых: в настоящее время на рынке труда России всё большее число молодых людей обращаются за помощью при трудоустройстве в службы занятости и зачастую пополняют ряды безработных, не найдя подходящей вакансии. Это обстоятельство вызвало необходимость создания специализированных учреждений - молодёжных бирж труда, которые, как показывает практика, более эффективно справляются с проблемами трудоустройства молодёжи.

Во-вторых: граждане в возрасте от 14 до 29 лет (подростки и молодежь) относятся к социально незащищенной группе населения в силу некоторых обстоятельств, главным из которых является отсутствие специальности или недостаток опыта работы.

В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь - это будущее России.

 

Молодежь на рынке труда.
+7

Вертикальные вкладки