Межпоколенные взаимоотношения в современной российской семье.

Межпоколенные взаимоотношения в современной российской семье.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
56
Цена: 
4 000руб.
№ работы: 423

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование межпоколенных взаимоотношений в современной российской семье………………………………………………….7
1.1 Понятие семьи и ее функций. Особенности современной российской семьи………………………………………………………………………………..7
1.2 Доминирующие типы взаимоотношений поколений в современной российской семье…………………………………………………………………..12
1.3 Специфика межпоколенных конфликтов в современной российской семье………………………………………………………………………………..22
Глава 2. Эмпирическое исследование межпоколенных взаимоотношений в современной российской семье ………………………………………………….33
2.1 Определение методов исследования………………………………………..33
2.2Проведение эксперимента и анализ полученных результатов……………37
Заключение…………………………………………………………………………50
Список литературы………………………………………………………………..52
Приложения ………………………………………………………………………56

Актуальность темы. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» - эта фраза из романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможность заключения о том, похожи или непохожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семейства. Между тем субъективно сама семья не может себя считать похожей на какие-либо другие семьи и переживает свою исключительность и неповторимость как само собой разумеющийся факт. Самое счастливое семейство и самое несчастное образуют невоспроизводимую в других семьях конфигурацию взаимоотношений его членов. Один или два ребенка, мать, отец, бабушка, дедушка (а в наше время нередко и прабабушка и прадедушка) дают такое сочетание индивидуально своеобразных особенностей, вероятность возникновения которых где-либо еще ничтожно мала.

Проблема отцов и детей была, есть и, наверное, будет актуальна во все времена.

Эта проблема безграничного контроля со стороны родителей, проблема вечных споров и упреков. Иными словами, «конфликт отцов и детей это битва опыта с бессмертием», вечная борьба поколений, связанная с культурными, социальными, моральными ценностями и установками. Однако вопрос этот в разные исторические эпохи по-разному.

Понятие «поколение» можно рассматривать в разных аспектах, оно имеет несколько определений. Вот некоторые из них звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; однородная социально-возрастная группа людей когорта, интервал 25-30 лет; как «хронологичекое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства к старости; духовно-символическое объединение историко-социальной общности современников, жизнь которых с какими-либо важными историческими событиями, пронизана единством идейных, нравственных позиций.

Тема взаимоотношения поколений в настоящее время в нашей стране считается актуальной не случайно, ведь, находящиеся недалеко друг от друга во временном пространстве, они страшно далеки в идеологическом плане.

Среди общечеловеческих ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни это не всеми осознается в достаточной степени. Только разрушив этот оплот относительного благополучия, мы начинаем задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы вряд ли сможем воссоздать в том же виде вновь. Хотя каждый взрослый человек более или менее сознает, что его семейное счастье - в его руках, очень немногие при этом задумываются о детях. И последствия подобного отношения незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

Актуальность данного вопроса очевидна: все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Данные проблемы встречаются чаще всего в семьях, где супруги разных национальностей. Это обусловлено различием в системе воспитания разных национальностей, культурой и т.д. Говорить о причинах семейного неблагополучия не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.

Проблемы семьи достаточно подробно описаны в социально-психологической литературе. Исследователи обращают внимание на целый ряд трудностей современных российских семей. Социально-психологический статус семьи в нынешнем обществе утрачивает свое значение. Для молодого поколения в большинстве случаев удовлетворенность браком является жизненно важным условием, но в силу различных причин не всегда современные семьи удовлетворены семейной жизнью. Референтность семейных отношений утрачивается, качественные внутригрупповые коммуникативные акты сводятся к формальным формам общения.

Огромную роль в развитии семьи играют отношение молодых супругов с родителями и представителями более старших поколений. Часто случается, что молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. Следствием чего возникают конфликты в отношениях супругов и сложности в отношениях семьи с родителями. Таким образом, можно отметить, что влияние родителей - бабушек, дедушек на молодую семью неоспоримо. Так же мы можем сказать, что данная проблема является недостаточно глубоко исследованной и данные не систематизированы. Актуальность и социальная значимость обусловили выбор темы нашего исследования: «Межпоколенные отношения в в современной русской семье».

Объектом исследования выступают отношения между пожилыми людьми, родителями и детьми.

Предмет исследования - возрастные социальные стереотипы; коммуникативные практики межпоколенных взаимодействий.

Цель данной работы проанализировать взаимоотношения поколений в российской семье.

Согласно данной цели сформулированы следующие задачи:

Охарактеризовать современное состояние взаимоотношений поколений в российской семье;

Проанализировать проблемы семей в современной России;

Осветить аспекты взаимоотношения поколений в российской семье.

Данная работа сформирована в виде введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Главная функция старшего поколения — сохранение и передача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т. п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.

Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки отношения между поколениями становятся симметричными. Современная молодежь не просто воспринимает эстафету культурной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их родителям. В связи с тем, что включение молодого поколения в культурную традицию переданы обществу и государству, возникли проблемы преемственности культуры отношений различных субкультур, сегодня эти проблемы стали не просто актуальными, но трудно разрешимыми.

Изменения в семье как союзе родителей и детей шли по нескольким направлениям: ослабление непререкаемой родительской власти над детьми; утрата директивной учительско-воспитательной роли родителей; снижение опекунской функции взрослых детей по отношению к престарелым родителям. Эти процессы характерны как для семьи вообще, так и для российской семьи в частности .

Проведя исследование можно отметить, что особое внимание следует уделять развитию межпоколенной поддержки на уровне семей. Это направление следует рассматривать не только в качестве дополнительного ресурса обеспечения менее успешных поколений, но и как средство достижения солидарности в более широком смысле: укрепления семьи и развития ее функций. Задачу исследований в данной области не следует ограничивать только определением количественных объемов различных видов взаимопомощи, в том числе и материальной, следует также изучать механизмы регулирования данного социального процесса. Резервы развития внутрисемейной межпоколенной поддержки в условиях России значительны (об этом свидетельствуют результаты отдельных обследований) и обусловлены богатым историческим наследием. Не случайно, на вопрос «Возможно ли взаимопонимание и сотрудничество между молодёжью и людьми старшего поколения?» доля утвердительных ответов значительно превысила долю отрицательных

Межпоколенные взаимоотношения в современной российской семье.
+7

Вертикальные вкладки