Критика процесса транснационализации.

Критика процесса транснационализации.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Экономическая теория
Год выполнения: 
2011
Объем: 
23
Цена: 
450руб.
№ работы: 142


Введение………………………………………………………………………….3
1. Критика причин возникновения и роли ТНК экономическими школами...4
2. Критика на негативные последствия ТНК…..………………………………9
3. Взгляды западных ученых…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...21
Список используемой литературы…………………………………………….24

Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.

В соответствии с разработанным ООН Кодексом поведения ТНК транснациональной корпорацией является предприятие:

· располагающее дочерними компаниями в 2-х или нескольких странах, независимо от юридической формы или сферы деятельности этих компаний;

· имеющее такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров;

· при этом дочерние компании так связаны между собой через отношения собственности или другим путем, что каждая из них способна оказывать значительное влияние на деятельность других компаний и в особенности иметь доступ к знаниям, ресурсам и разделять ответственность с другими компаниями.

Уровень транснационализации национальных экономик рас­тет во многом в результате деятельности транснациональных кор­пораций (ТНК), по-другому называемых многонациональными корпорациями, международными монополиями. К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские ком­пании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью кон­тролирует активы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно владеть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы называют зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% уставного капитала), ассоциированные (от 10 до 50% уставного капитала) и отделения (не являются юридическими ли­цами).

В начале XX в. уже существовало немало ТНК. Однако мас­совым явлением, которое определяет ход экономического развития мира, ТНК становятся во второй половине XX в. К концу его насчитывается около 50 тыс. родительских компаний и примерно 300 тыс. зарубежных филиалов. Подавляющая часть родительских компаний размещается в развитых странах, намного меньше – в развивающихся, и незначительная часть – в странах с переходной экономикой (примерами могут быть «Лукойл», «Газпром», «Авто-ВАЗ», «Ингосстрах» и другие российские ТНК.

Несмотря на все более свободный доступ товаров на зарубежные рынки и широкие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологии), ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или мало­мобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к ним свои собственные ресурсы (капитал, знания, предприниматель­ские способности), ТНК получают возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффек­тивность собственную производственную и сбытовую сеть.

В настоящее время ТНК, по оценке, контролируют от 1/5 до ¼ части мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами приходится 1/3 ми­ровой торговли. В результате ТНК становятся важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать или не совпа­дать с интересами других составных частей механизма мировой экономики – национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций. Отсюда часто насторожен­ное отношение к ним со стороны не только стран, где размещены их зарубежные филиалы, но и стран, где расположены штаб-квар­тиры родительских компаний. Ведь собственные производствен­но-сбытовые сети ТНК не только содействуют развитию внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и раз­мещения, но и нередко оказываются неподвластными государст­венному регулированию со стороны этих стран.

ТНК – это новая сила в мировой экономике, в настоящее время они являются прежде всего главным двигателем интерна­ционализации. Причем в современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя торговля, а организа­ция производства и сбыта товаров и услуг непосредственно на за­рубежных рынках. Ведь объем организованных таким образом про­даж (т.е. продаж зарубежных филиалов) превышает объем мирово­го экспорта товаров и услуг (соответственно 9,5 и 6,4 трлн. долл.), а сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифир­менной торговлей между различными подразделениями ТНК. Можно сделать вывод, что деятельность ТНК все больше превра­щает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Под глобализацией хозяйственной деятельности понимают процесс превращения мирового хозяй­ства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие: мир ста­новится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все регионы открыты для их деятельности.

Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национального рынка, как это произошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными кор­порациями в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводит к гибели или «прозябанию» многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны могла грозить конкуренция только со сто­роны других национальных фирм. Глобализация делает между­народную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.

Критика процесса транснационализации.
+7

Вертикальные вкладки