Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие непроизводственной сферы…………………………………………5
2. Экономические взгляды на непроизводственную сферу………………….9
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...25
Целью курсовой работы выступает написание критики по вопросу непроизводственной сферы в системе общественно производства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) дать понятие непроизводственной сферы;
2) привести экономические взгляды на непроизводственную сферу с точки зрения экономических щкол.
Современная непроизводственная сфера представляет собой значимую часть мирового экономического пространства, включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинство трудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национального дохода.
Непроизводственная сфера включает разнообразные отрасли: торговлю, бытовое обслуживание, финансы, образование, здравоохранение, армию и т д. Многообразие условий их функционирования и организации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этом люди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии и сферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологические и социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные и этнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда, превращения его из обязанности в условие самореализации.
В целом базовые (первичные) потребности (по классификации А.Маслоу) как неотъемлемые условия человеческой жизнедеятельности (пища, сон, кров) создаются в сфере производства. Отметим сразу - непроизводственная сфера удовлетворяет лишь вторичные потребности и безусловно менее важна. Однако по мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимость удовлетворения – все насущнее. Жизнь современного человека невозможна без предприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досуга и развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственных современному производству, представляются социально значимыми. Не менее важны и отрасли, входящие в производственную инфраструктуру (торговля, финансы). Они создают условия для роста эффективности производства, ускорения оборота капитала, реализуя преимущества разделения труда.
Непроизводственная сфера — совокупность отраслей и видов деятельности по обслуживанию населения и народного хозяйства, управления им.
В условиях усиления социальной направленности развития экономики роль сферы непроизводственной в удовлетворении общественных потребностей существенно возрастает.
От организации и уровня управления народным хозяйством, науки и культуры во многом зависит развитие общественного производства. Большое значение как для удовлетворения потребностей населения, так и для развития производства имеет рост и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения.
В планировании и статистике к сфере непроизводственной относятся следующие отрасли и виды деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию непроизводственной сферы и населения); геология и разведка недр (кроме глубокого бурения на нефть и газ); водное хозяйство (в части непроизводственной деятельности); здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; кредитование и государственное страхование; партийные и общественные органы.
Обобщая теоретические выводы мировой науки по изучению производства услуг, можно заключить следующее.
Завершены как минимум два ее этапа: теоретико-аналитический и статистический. В ходе первого выявлены сущность услуги как особого продукта труда, социальная роль и экономические последствия их возрастающего производства. Второе направление создало и уже на протяжении 30-40 лет собирает статистическую информацию по мировому мониторингу структуры занятости. Наша страна, где наука финансируется недостаточно, стоит в стороне от мировых достижений.
Современный этап научных исследований заключается, во-первых, в выявлении корреляционных связей между ростом сферы услуг и факторами социального и экономического развития страны и, во-вторых, в проведении структурного анализа сферы услуг как способа более достоверного и обоснованного ее изучения.