Критерии психологической безопасности образовательной среды.

Критерии психологической безопасности образовательной среды.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2010
Объем: 
77
Цена: 
5 000руб.
№ работы: 374

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 10
1.1. Проблема «человек и среда» в психологии 10
1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда 24
1.3. Средовой подход к проблеме психологической безопасности личности 29
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 32
2.1. Моделирование создания психологической безопасности образовательной среды 32
2.2. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 35
2.3. Критерии психологической безопасности образовательной среды 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 48
3.1. Организация и описание методов исследования 48
2.2. Анализ результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

Воспитание в области безопасности осуществлялось всегда – от момента рождения человека до конца его жизни – родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи [2]. Это так же будет важным, поскольку наиболее важным и уязвимым звеном социальной системы является, прежде всего, молодежь. Сознание молодежи направлено на интенсивный прием новой информации, необходимой для их развития. Но как отмечает А. В. Непомнящий, в этом возрасте аппарат анализа входной информации еще не достаточно защищен от сбоев из-за множественности одновременно актуализированных потребностей, которые, в свою очередь, связаны с необходимостью создания и организации каждым молодым человеком индивидуального психологического пространства жизнедеятельности [3; 5].

Рассматривая безопасность образовательной, мы остановимся на области психологической безопасности. Это вызвано тем, что в настоящее время достаточно актуальным становится создание системы экологического контроля глобальной информационной среды человека и его сознания. Являясь посредником между субъективным и объективным миром, информация служит тем фундаментом, опираясь на который субъект выбирает способы изменения своего окружения, на что затрачивает имеющиеся у него материальные и энергетические ресурсы [6]. Другими словами, информация являет собой феномен, формирующий новый тип общественного устройства – информационное общество. Информационное общество характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Однако в таком типе так же действуют и такие носители информации – информационные вирусы, которые способны вызвать искаженное восприятие информации, а так же индуцировать тип образа жизни и направленности действий. Таким образом, рассматриваемая тема актуальна в связи с проблемой защиты сознания от информационных вирусов и обеспечения психологической безопасности.

Психологическая безопасность (ПБ) – это готовность личности к принятию соответствующих основной цели ее жизнедеятельности решений в ситуациях противостояния индуцированным реальным или потенциальным информационно-психологическим угрозам нарушения целостности и самоорганизации личности [3].

Предложенное представление о безопасности подталкивает к тому, что в обеспечении ПБ в школе должны быть учтены чувства и переживания человека (в его системном единстве). Таким образом, возникает необходимость учета систем саморегуляции деятельности и систем структурирования субъектного опыта, определяющих активную, целенаправленную и конструктивную позицию человека в повседневной жизнедеятельности и перспективе его развития. В практической жизни подобная позиция характеризует человека как самостоятельного и творческого – как субъекта жизненного пути.

В отечественной психологии к теме жизненного пути обращались К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Н. А. Логинова, С. Л. Рубинштейн, и др., а в зарубежной – Ш. Бюлер, Г. Олпорт, К. Попельский, М. Страс-Романовская и др.

Концепция С.Л. Рубинштейна была использована как базовая для нашего эмпирического исследования. Подход С.Л. Рубинштейна к изучению жизненного пути отличается своими качественными характеристиками. Здесь личность рассматривается не как наличная данность, а континуально, в контексте пространственно-временных характеристик жизненного пути: «Личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам» [1, с. 320]. Сам жизненный путь представляет собой индивидуальное развитие, причем не безличное, а в зависимости от самой личности, уровня ее активности, сознания, ее личной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время: личность выбирает направление жизненного пути, изменяет его, организует и координирует события и ситуации. Таким образом, можно говорить о жизненном пути в контексте субъектности человека на нем.

Важным для нас является и тот факт, что С. Л. Рубинштейн [7], введя в область научного изучения категорию субъекта жизненного пути, выделяет в качестве основных следующие его характеристики: способность к рефлексии; мировоззренческие чувства; ответственность.

Актуальность темы исследования. Потребность в безопасности, как известно, является базовой в иерархии потребностей сферы человека, без частичного удовлетворение которой невозможно достичь самореализации. Поэтому эффективность работы школы нужно измерять не только качеством образования, но и безопасностью учеников, защищенностью учителей, заботой об их здоровье. Образовательная среда школы должна быть такой, чтобы создать условия для психологической безопасности субъектов педагогического процесса и, как следствие, способствовать их психическому здоровью и личностному росту.

Как не досадно, но в современной школе пока не хватает теплоты, человечности и уважения к ученику, чуткости к его внутреннему миру. Хватает еще и веры в огромные способности школьников, понимание того, что их нужно открыть и помочь реализовать. Не стала наша школа «империей чувств», где царит психологическая безопасность, защищенность учащихся, развивается их эмоциональное здоровье, которое измеряется уровнем и равновесием положительных эмоций. Заниженное внимание к эмоциональной сфере в школе является причиной ухудшения состояния здоровья детей.

Поэтому актуален вопрос о создании психологически безопасной образовательной среды в школе. Важную роль в этом играет администрация, психологическая служба образовательного учреждения, деятельность всего педагогического коллектива и каждого педагога в частности.

В мировой и отечественной психологии проблема психологической безопасности образовательной среды и ее изучение являются относительно новыми. Проблеме безопасности образовательной среды, в особенности, её физическим аспектам было уделено немало внимания, однако в связи с увеличением частоты и степени насилия в школе за последние двадцать лет на передний план выдвинулась собственно психологическая сторона этой проблемы. [2; 38].

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать суть, факторы и, самое главное, критерии психологической безопасности образовательной среды.

Анализ последних исследований и публикаций. Образовательная среда в психолого-педагогической литературе рассматривают как подсистему социокультурной среды, как совокупность факторов, обстоятельств, ситуаций, которые сложились исторически, и как целостность специально организованных условий развития личности ученика (А. Бандура, У. Бронфенбеннер, В. Воронцова, А. Газман,  Е. Климов, Г. Ковалев, К. Левин, В. Панов, К. Роджерс, В. Рубцов, В. Слободчиков, С. Тарасов, В. Ясвин и др.).

Образовательную среду принято определять как социальное и пространственно-предметное окружение, в котором осуществляется учебно-воспитательный процесс [2; 19; 32]. При этом, «…качество данного окружения является существенным фактором, влияющим на развитие и становление участников образовательной среды» [2. С. 35].

В нашем исследовании мы ссылаемся на работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л. Н. Бережнова, Э. Д. Днепров, ГА. Ковалёв, А. Б. Орлов, В. И. Панов, Б. Б. Рубцов, С Б. Тарасов, Д. Б. Эльконин, Б. А Ясвин, А. Бандура, У. Бронфенбеннер, К. Левин, К. Роджерс и др.) и останавливаемся на рассмотрении образовательной среды, как подсистемы социокультурной среды, совокупности «…исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций...» и целостности «…специально организованных педагогических условий развития личности ученика» [2, с. 39]. Предлагается развёрнутое определение образовательной среды как психолого-педагогической реальности, содержащей «…специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включённые в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов» [2, с. 61]. При этом отмечается недостаточная изученность психологического компонента образовательной среды [2].

Объект исследования - образовательная среда школы в оценках участников учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования - теоретические основания и технологии создания психологической безопасности в образовательной среде школы.

Гипотеза исследования:

  1. Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования.
  2. «Образовательная среда» является подсистемой социокультурной среды.
  3. Модель психологически безопасной образовательной среды включает защищенность от психологического насилия; референтную значимость окружения; удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
  4. . Психологическая безопасность - состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников.
  5. Психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды детского оздоровительного лагеря и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Для реализации цели и гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Изучить методологическсие и теоретические основы педагогической безопасности образовательной среды.

2. Определить понятие «образовательная среда», охарактеризовать её типологию и структуру.

3. Рассмотреть моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы.

4. Определить критерии психологической безопасности образовательной среды.

5. Выделить основные принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы.

6. Рассмотреть основные задачи и условия организации безопасной образовательной среды в школе.

7. Провести эмпирическое исследование психологической безопсности обрзовательной среды, а именно определелить состояние психологической безопасности в учеников старших классов школы.

Для реализации поставленной цели использовались следующие методики:

- Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раэ.

- Тест нервно – психологической устойчивости.

- Тест тактики поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

- Опросник для изучения индекса жизненного стиля Плучека - Келлермана- Конте.

Поставленные цели и задачи определили структуру дипломной работы. Исследование состоит из введения,3 глав, выводов после глав, заключения и списка литературы.

В первой главе «Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды» представлено изучение проблемы образовательной среды в современной психолого-педагогической науке, определяется понятие «образовательная среда», типология и структура образовательной среды.

Во второй главе «Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды» рассмотрены критерии, технологии и моделирование создания психологической безопасности образовательной среды школы.

В третьей практической главе проведено экспериментальное исследование модели психологической безопасности образовательной среды школы.

В педагогической психологии крайне малочисленны исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития субъектов учебно-воспитательного процесса. Проблема психологической безопасности и концепция её создания в образовательной среде практически отсутствует [2, с. 9]. Наименее изученными являются вопросы влияния психологических параметров образовательной среды на психическое развитие и формирование её участников, практически отсутствуют психологические технологии работы со средой в деятельности психолога системы образования, мало разработано понятие качества образовательной среды и его психологическая диагностика [2, с. 8].

При решении задачи разработки концепции психологической безопасности образовательной среды, в силу малой разработанности в психологии самого понятия «психологическая безопасность» мы приходим к выводу о необходимости при выявлении сущности этого явления оттолкнуться от концептуального подхода в понимании системы национальной безопасности. Такой подход позволил включить психологическую безопасность в категорию социальной безопасности (наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной, пенсионной и др.) [2].

Анализ многочисленных источников позволил выделить такие основные направления в исследовании психологической безопасности как: психологическая безопасность в информационной сфере, психологическая безопасность от воздействия деструктивных культов и тоталитарных сект, информационно-психологическая безопасность как защищённость от негативных информационно-психологических воздействий, психологическая безопасность как защита от влияния на сознание субъекта со стороны других людей, психологическая безопасность в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере [2].

Отметим, что существует возможность применения некоторых из перечисленных подходов к изучению безопасности образовательной среды. На примере школы можно рассматривать образовательное учреждение как «объект высокого риска», который «...выпускает «сверхсложный продукт» — психологически здоровую личность, требующую для своего создания индивидуальных технологий, И здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием)» [2, с. 71].

Расширение изучения вопросов психологической безопасности в производственной сфере, за счёт внимания к системе субъект - субъектных отношений и дополнения рассмотрением аспектов психологического травматизма позволяет изучать закономерности «...деятельности человека в условиях не только физической, но и психологической опасности» [2, с. 71].

Подход к определению понятия психологической безопасности осуществляется нами с позиций понятия «защищенности» (Е. Б. Попов, И. Ю. Алексашина, О. С. Газман, Р. М. Вейс, Н. Б. Крылов, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Г. С. Сухобская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) [1; 8; 21; 22; 27; 28], раскрывающегося в первую очередь, как защищенность от насилия, унижения, оскорбления (О. Е. Лебедев, С. Г. Вершловский, Г. А. Цукерман) [2; 6; 25; 26; 45].

По этому можно определить психологическую безопасность как «…состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников».

В качестве эмпирического критерия психологической безопасности образовательной среды предлагаем рассматривать позитивное, нейтральное или отрицательное отношение к образовательной среде её участников, замеряемое с помощью опросников, содержащих систему шкал учитывающих когнитивный эмоциональный и поведенческий компоненты отношения участников к образовательной среде. Данное отношение, по нашему мнению, является индикатором референтности образовательной среды школы для участников учебно-воспитательного процесса (учеников, родителей, учителей) [2].

Понятие удовлетворённости (образовательной средой) «…синонимично с чувством благополучия, которое весьма значимо для всего внутреннего (субъективного) мира личности. Не случайно понятие благополучия выступает центральным в определении здоровья…» [24].

Анализируя литературы по проблеме психологического насилия [11; 12] можно выделить такие его проявления, как публичное оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Одним из ключевых моментов эмпирического исследования, проводившегося нами на материале средних школ, был опрос учеников, учителей и родителей относительно субъективной оценки степени защищённости в школе от вышеперечисленных факторов. Опрос проводился также относительно субъективной оценки степени удовлетворённости различными аспектами взаимоотношений в школьной среде, такими как взаимоотношение с учителями, учениками, возможность высказать свою точку зрения, уважительное отношение к себе, эмоциональный комфорт и др. Частью эмпирического исследования было проведение повторных опросов с целью проверки эффективности специальной образовательной программы психологического сопровождения для участников образовательной среды. Результаты исследования показали эффективность данной программы [2].

         В исследованиях психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности образовательной среды школы, методологической основой которого послужили теоретические и практические разработки исследователи приходят к выводу о наличии в образовательных учреждениях, «...стремящихся выполнить социальный заказ государства...», такой образовательной среды, «…в которой участники совместной деятельности сталкиваются с проявлениями манипулирования друг другом, взаимного насилия, эмоционального дискомфорта и психологической угрозы» [10. с. 12].

Проанализировав литературу по вопросам психологической безопасности учащихся, можно сделать следующие выводы:

В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей.

Содержание понятия «психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких социальных процессах, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.

Анализ содержания и места влияния различных факторов психологической безопасности в структуре личности, их влияние на физиологические системы организма и деятельность человека позволяют сделать следующие выводы:

1. Эмоциональные реакции субъекта приводят к различным изменениям его психофизиологических характеристик, и наоборот.

2. Наивысшая продуктивность деятельности достигается не при отсутствии эмоционального возбуждения или минимальном его значении, а в оптимальной зоне, которая индивидуальна.

3. Деятельность в условиях эмоциональной напряженности затрудняется, а в эмоциогенных условиях наблюдается ее полная дезорганизация. К таким эмоциогенным условиям относятся и так называемые критические ситуации: угроза деятельности статусу, чести, здоровью, жизни личности, конфликты, производственная и экологическая катастрофы и т. д.

Нами было проведено изучение уровня психологической безопасности учащихся средней общеобразовательной школы №87.

В процессе изучения нами были применены следующие методики:

1. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

2. Тест нервно-психологической устойчивости.

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса – Раэ.

4. Тест тактики поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.

5. Опросник для изучения индекса жизненного стиля Плучека – Келлермана – Конте.

Согласно исследованию с помощью теста Спилбергера, мы можем видеть, что уровень тревожности для данных учащихся находится на среднем уровне. Среднеразвитая тревожность говорит о том, что дела у обследуемого более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

По методике Холмса – Раэ мы можем видеть, что в данной категории учащихся сопротивляемость стрессу – достаточно хорошая, но близкая к пороговой, что связанно с тем, что сам по себе факт обучения в школе и необходимость продолжать или не продолжать образование является психотравмирующим обстоятельством для них.

Нервно-психологическая устойчивость у учащихся 11а класса находится на среднем уровне.

По тесту К.Томаса наибольшее среднее значение получилось по шкале сотрудничество (282 балла), четырнадцать человек предпочитают использовать именно этот стиль поведения в конфликтной ситуации. Несколько меньшее значение получил компромисс (262 балла) его использует семь человек. Соперничество, несмотря на то, что его предпочитают использовать восемь человек, имеет меньшее среднее значение, что, по-видимому, связанно с «непопулярностью» данного стиля поведения у других испытуемых.

По опроснику для изучения индекса жизненного стиля Плучека – Келлермана – Конте, по количеству испытуемых, использующих определенные механизмы защиты, мы получили следующую тенденцию: одиннадцать человек используют рационализацию; восемь человек – отрицание, компенсацию; пять – регрессию; четыре человека используют замещение и компенсацию, два – проекцию.

В целом, мы можем говорить, что уровень психологической безопасности у учащихся средней школы №87 находится на среднем уровне, однако подвержен таким, выраженным для учащихся 11-го класса по значимости факторам, как учеба и необходимость ее продолжения, экзамены, что при определенных условиях способно оказать негативное влияние.

Критерии психологической безопасности образовательной среды.
+7

Вертикальные вкладки