Когнитивные и эмоционально-личностные особенности младших подростков с проблемным поведением.

Когнитивные и эмоционально-личностные особенности младших подростков с проблемным поведением.

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2011
Объем: 
50
Цена: 
4 000руб.
№ работы: 373

Глава 1. Внимание и эмоционально-личностные особенности младших подростков с точки зрения современной психологической науки 6
1.1. Развитие внимания и эмоционально-личностных особенностей в онтогенезе 6
1.2. Психологическая характеристика младшего подросткового возраста 11
1.3. Причины и особенности проблемного (отклоняющегося) поведения младших подростков 15
Глава 2. Организация эмпирического исследования особенностей когнитивной и эмоциональной сфер у младших подростков с проблемным поведением 23
2.1. Процедура и объект исследования 23
2.2. Методы и методики исследования 25
Глава 3. Анализ результатов исследования особенностей когнитивной и эмоциональной сфер у младших подростков с проблемным поведением 32
3.1. Исследование особенностей развития внимания у младших подростков 32
3.2. Исследование особенностей и степени выраженности агрессивности у младших подростков 35
3.3. Исследование особенностей детско-родительских отношений у подростков 39
3.5. Дифференцированный результат исследования 42
Заключение 46
Литература 49

К сожалению, наше время не свободно от подростковой преступности. Проблема несовершеннолетних правонарушителей, наркомании в подростковой среде относится к числу одной из наиболее острых в современном обществе. Это – наиболее яркие примеры проблемного поведения подростков. Но есть и другие, пусть менее тяжкие по последствиям, но вместе с тем, не дающие эффективно социализироваться самому подростку и создающие трудности для окружающих его лиц. К их числу мы отнесем агрессивность к своим сверстникам и взрослым, вызывающее и провоцирующее поведение – данный перечень можно продолжать долго.

При этом многие специалисты отмечают, что среди социальных факторов, формирующих личность подростка, в первую очередь следует отметить малые социальные группы - семью, группу сверстников, а также школу, производственный коллектив и в более широком плане нацию, общество в целом, осуществляющее политическое, идеологическое, нравственное культурно-воспитательное воздействие. Авторы пишут, например, о тех уровнях взаимодействия человека с обществом, на которых формируются представления человека[1]:

1) среда неформального общения, в которую входят люди. живущие с данным субъектом, от которых он зависит, мнением которых он дорожит. Страх оторваться от своей среды, попасть в положение отверженного заставляет человека принимать взгляды, установки, порой даже предрассудки своей неформальной среды.

2) корпорация, к которой принадлежит человек. Принадлежность к корпорации обусловливается видом деятельности (профессиональной или общественной) и принадлежностью к определенной страте (прослойке) населения. Присоединение к той или иной корпорации происходит по желанию субъекта, который этим выделяется из окружающей среды и обретает свое особое положение.

3) взаимодействие с макросредой. Способ организации среды, характерный для данного государства несет в себе принципы, на которых основываются мораль и право, т.е. социальные нормы.

Зависимость от микросредового окружения, недоразвитость или полное отсутствие правосознания и нечеткость социальных диспозиции являются нормальным проявлением возрастной психологии несовершеннолетних. Поэтому в группе социальных факторов, влияющих на формирование личности с отклонениями в поведении главные роли все ученые единодушно отводят семье и неформальной группе сверстников, а также организованному коллективу учебного заведения.

Вместе с тем принципиальным является вопрос установления различий в когнитивной и эмоционально-волевой сферах личности подростков с проблемным и с нормальным поведением.

Все вышеизложенное и определяет актуальность нашего исследования.

Исходя из изложенного, целью настоящей работы будет являться установление психологических фактов, касающихся когнитивных и эмоционально-личностных особенностей подростков с проблемным поведением.

В качестве объекта исследования выступят младшие подростки с проблемным поведением, а также обычные подростки (возраст испытуемых от 10 до 11 лет), предмета исследования ‑ особенности когнитивной и эмоциональной сфер личности подростка, а также особенности детско-родительских отношений.

В качестве исследовательской гипотезы нами выдвинуты предположения о том, что:

1. Различия познавательной активности младших подростков с проблемным поведением детерминированы особенностями внимания.

2. В эмоциональной сфере подростков с проблемным поведением существенную роль играют мотивационная и инструментальная составляющие агрессии.

3. Восприятие подростками с проблемным поведением детско-родительских отношений, сложившихся в их семьях, значимо отличаются от восприятия их у сверстников, не демонстрирующих проблемного поведения.

В ходе исследования мы планировали решить следующие исследовательские задачи:

1. Теоретический анализ проблемы внимания и эмоциональной сферы в современной психологической науке.

2. Анализ возрастных особенностей и причин проблемного поведения младших подростков.

3. Определение индивидуально-психологических особенностей младших подростков с проблемным поведением и без такового.


[1] Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. – с. 47

Целью нашей работы было установление психологических фактов, касающихся когнитивных и эмоционально-личностных особенностей подростков с проблемным поведением.

В качестве исследовательской гипотезы были выдвинуты предположения о том, что:

1. Различия познавательной активности младших подростков с проблемным поведением детерминированы особенностями внимания.

2. В эмоциональной сфере подростков с проблемным поведением существенную роль играют мотивационная и инструментальная составляющие агрессии.

3. Восприятие подростками с проблемным поведением детско-родительских отношений, сложившихся в их семьях, значимо отличаются от восприятия их у сверстников, не демонстрирующих проблемного поведения.

Для подтверждения или опровержения указанной гипотезы мы провели комплексное психологическое обследование 15 младших подростков, поведение которых рассматривается педагогами как проблемное, и 15 младших подростков с показателями «в норме». Математическая обработка результатов эмпирического исследования позволила придти к следующим основным выводам.

Мы обнаружили статистически достоверные сдвиги для всех уровней доверительной вероятности следующих показателей по примененным методикам исследования:

а) показатели выборки подростков с проблемным поведением превышают показатели выборки подростков с поведением в пределах возрастной нормы:

- показатели продуктивности и точности внимания по методике «Корректурная проба»;

- показатели по индексам враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки;

- показатели директивности, враждебности, автономности и непоследовательности со стороны как отцов, так и матерей по методике «Подросток о родителях».

б) показатели выборки подростков с проблемным поведением ниже показателей по выборке подростков с поведением в пределах возрастной нормы: позитивный интерес к подростку со стороны отца и матери по методике «Подросток о родителях».

Все вышеизложенное позволяет говорить о следующем.

Особенностью когнитивных процессов подростков с проблемным поведением является то, что внимание проблемных подростков обладает меньшей продуктивностью и точностью, чем у их сверстников с нормальным поведением. Учитывая, что внимание есть психологический феномен, не являющийся, строго говоря, познавательным процессом, но детерминирующий всю когнитивную сферу личности подростка, указанная особенность может привести к снижению качества и продуктивности познавательной деятельности ребенка в целом.

В то же время враждебность и агрессивность подростков с проблемным поведением гораздо выше, чем у их сверстников. То есть мы с неизбежностью приходим к выводам о том, что проблемным подросткам в 10-11 лет уже присуща мотивационная агрессия, как самоценность, а также – инструментальная агрессия как средство достижения значимых для себя социальных целей. Это тем более важно, что предполагает коррекцию системы психологической работы с проблемными детьми: в 10-11 лет младший подросток уже не только использует агрессию в своих интересах, но и получает своеобразное психологическое удовольствие от собственных агрессивных действий.

Наконец, анализ детско-родительских отношений говорит о том, что именно особенности существующей в семье подростка системы воспитания и особенности взаимоотношений с родителями во многом предопределяют развитие в поведении подростка проблемных элементов.

Так, качественный анализ показателей методики «Подросток о родителях» позволяет описать типичное родительское поведение, провоцирующее формирование и развитие проблемных моментов в поведении подростка.

В проблемной семье дети не ощущают позитивного интереса со стороны ни отца, ни матери. Подростки, особенно девочки, лишены возможности поделиться с родителями своими проблемами. В их семьях наличествует конформизм, декларация директивных норм. Матери склонны навязывать сыновьям чувство вины по отношению к себе, прибегая к постоянным напоминаниям о том, что «мать всем жертвует ради сына» и сравнению его с неким социально одобренным «эталоном ребенка». Отец подростка стремится завоевать авторитет с использованием доминантного стиля общения и «твердой мужской руки». Как правило, родители демонстрируют повышенную враждебность к своим детям, при этом мать обычно ориентируется на себя и свое самолюбие, а отец просто более жесток и необоснованно требователен. Родители также демонстрируют непоследовательность выбранной модели семейного воспитания и поведения, непредсказуемы, а, следовательно, для подростка непонятны. Их непредсказуемость, образно говоря, выбивает почву из под ног мальчика или девочки, вызывает у ребенка в 10-11 лет страх и стремление уйти от общения с родителями.

Когнитивные и эмоционально-личностные особенности младших подростков с проблемным поведением.
+7

Вертикальные вкладки