Игровые технологии в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста (на примере МОУ Староситненская СОШ).

Игровые технологии в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста (на примере МОУ Староситненская СОШ).

Тип работы: 
Диплом
Предмет: Педагогика
Год выполнения: 
2012
Объем: 
77
Цена: 
6 000руб.
№ работы: 329

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ теоретических основ изучения игровых технологий…..8
1.1 Сущность и функции игры и игровой деятельности…………………….8
1.2 Классификация игровых технологий……………………………………21
Глава 2. Исследование опыта применения игровых технологий в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….29
2.1 Особенности развития детей в младшем школьном возрасте…………....29
2.2 Особенности и значимость профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста………………………………………………….32
2.3 Игровые технологии как средство профилактики вредных привычек…..34
Глава 3. Рекомендации по практике применения игровых технологий в профилактике вредных привычек в МОУ «Староситненская СОШ»…39
3.1 Исследование формирования здорового образа жизни детей и подростков на примере МОУ «Староситненская СОШ»……………………………..……39
3.2. Осуществление программы, направленной на формирование профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на примере МОУ « Староситненская СОШ»………………………………..……43
3.3 Оценка результатов проведенной программы……………………………..59
Заключение………………………………………………………………….…..68
Список литературы…………………………………………………………….72
Приложение……………………………………………………………………..76

Актуальность темы. Сегодня немало говорится о такой болезни общества, как вредные привычки. Хотя в целом о том вреде, который приносит курение, и потребление спиртного говорится довольно много, мало кому приходит в голову подробно и объективно пояснить тот физиологический вред, который приносят эти наркотики, что и является одной из причин низкой эффективности пропаганды.

Важные социальные перемены, происходящие в жизни российского общества, предъявляют совершенно новые запросы к воспитанию современного ребенка. Нестабильность жизни, экологические и социальные катаклизмы, поломка традиционного порядка жизни и нравственных целей — все это создает прогрессирующий нравственный и физический кризис человечества не только в России, но и во всем мире[1]. Он оказывает наиболее неблагоприятное действие на детей и юношей, которое проявляется в повсеместном распространении курения, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Ещё более страшное воздействие оказывают вредные привычки человека на последующие поколения. Любой медик подтвердит, что женщине набор половых клеток (яйцеклеток) дается один на всю жизнь, в отличие от мужчины, у которого этот набор полностью обновляется за несколько месяцев. Поэтому женщина, которая однажды в жизни выпила какое-либо количество спиртного, на всю жизнь сохраняет возможность родить неполноценного ребенка. Как показывает статистика, около 90 процентов больных (физически и психологически) детей рождается в семьях, в которых один из родителей или оба злоупотребляли вредными привычками. Спиртное, попадая в кровь, поражают здоровые клетки, либо уничтожая их, либо делая ущербными и неполноценными. Если же кровь с содержанием спиртного попадает к женским яйцеклеткам и поражает их, это и является самым опасным. Ведь в случае, если будет оплодотворена именно пораженная яйцеклетка, ребенок стопроцентно родится больным. Даже если оплодотворена будет здоровая клетка (даже изредка выпивающей женщины), иммунитет ребенка будет ослаблен. Ещё более страшные последствия имеет потребление спиртного и курение для беременных женщин. Огромный букет опаснейший болезней могут стать пожизненным спутником таких детей. Так что глупо спорить с тем фактом, что родительские вредные привычки и здоровье будущих детей напрямую связаны друг с другом.

При изучении этой проблемы образовалось несколько течений:

– философско-социологическое (И.М. Быховская, А.В. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.З. Коган, М.Н. Руткевич, А.П. Бутенко и др.) течение;

–медико-гигиеническое (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман, И.В. Давыдовский, Ю.Л. Лисицын, В.П. Петленко и др.) течение;

–  психолого-педагогическое (В.А. Сластенин, А.В. Барышева, П.А. Виноградов, Т.А. Ильина, М.Я. Виленский, В.М. Минияров, и др.) течение.

Научные труды специалистов в области образования и психологии доказывают, что самые благоприятные шансы для эволюции личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин). Перемены, происходящие в данный период в организме детей и подростков, становятся базой для зарождения центрального новообразования в личности ребенка, выражающего их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в социуме[2]. Именно в это время закладывается база будущей жизненной позиции человека, поэтому главная роль в зарождении ориентиров нравственных ценнстей возложена на систему школьного образования[3].

Согласно последним исследованиям, в учебно-воспитательный процесс нужно включить два главных направления педагогической деятельности по закладке здорового образа жизни у детей:

– формирование приемлимых условий окружающей среды - микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через коллективную деятельность и коммуникация детей и подростков в ходе образования (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.);

– реализация условий внутреннего самосовершенствования (установок, потребностей, способностей) для самоорганизации и самовоспитания детей и подростков через идеи самопознания, размышления, самоанализа (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.А. Якунин, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин, С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, и др.).

Исходя из этого, актуальное положение можно описать как спор между пониманием социумом необходимости развития программ, поддерживающих здоровье и работоспособности человека как основополагающей характеристики конкурентоспособности в рамках рыночной экономики и изъянами системы образования (практическим отсутствием соответствующей организационно-педагогической атмосферы), которая способствует росту нужных личностных качеств у детей и подростков[4].

Целью исследования служит рассмотрение игровых технологий, как средства профилактики вредных привычек у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть понятие «игровые технологии»;
  3. Рассмотреть особенности и значимость применения игровых технологий в младшем школьном возрасте;
  4. Выявить возможности игровых технологий, как средства профилактики вредных привычек у детей.

Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что плодотворность профилактики вредных привычек у детейи подростков на примере МОУ «Староситненская СОШ» может значительно повыситься, если:

1. структура навыков ведения здорового образа жизни отражает наиболее сформированные культурологические стремления,

2. общественно значимые качества личности и ведущие мотивы детей и подростков;

3. средства и методы формирования навыков здоровой жизнедеятельности  и профилактики вредных привычек отбираются и конструируются с учетом структуры здорового образа жизни детей и подростков в МОУ «Староситненская СОШ»;

4. дифференцированный подход к учащимся осуществляется с учетом их индивидуальных психофизических особенностей в процессе их развития.

Научная новизна исследования заключается:

а) в выявлении уровня сформированности навыков профилактики вредных привычек в жизни детей младших классов общеобразовательной школы;

б) в определении и обосновании педагогических условий повышения эффективности формирования навыков ведения здорового образа жизни детей  на примере МОУ «Староситненская СОШ».

В данной дипломной работе были использованы такие методы педагогического исследования:

– изучение психологической, педагогической, медицинской, валеологической литературы;

– исследование с помощью анкет, собеседования;

– исследование соответствующих документов;

– тестирование;

– непосредственная учебно-воспитательная работа с детьми и подростками.

Практическая значимость работы заключается в использовании разработанной методики профилактики формирования вредных привычек у детей в МОУ «Староситненская СОШ».

Объект исследования: Объектом исследования явилась профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста в МОУ «Староситненская СОШ».

Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии, приложения. 


[1] Эльконин Д. Б. Детская психология.  – М.: Просвещение, 1960. – С. 160.

[2]  Эльконин Д. Б. Детская психология.  – М.: Просвещение, 1960. – С. 212.

[3] Абъятанова Л.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. – М.: Учитель, 2010. – С. 56.

[4] Мухин С. А. и др. Современные инновационные технологии обучения. –  М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 193.

Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. 20% населения страны составляют дети и подростки. Они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании, поэтому само понятие «образование» требует современного нового трактования. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.       

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет бедующее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны[1].

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия[2]. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. Нами были изучены теоретические и практические аспекты поставленной нами проблемы, которые показали, что состояние здоровья школьников на сегодняшний день неблагоприятно.

Говоря о формировании установок на здоровый образ жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности нельзя не сказать о школе. Ведь именно там, в течение многих лет молодежь не только учиться, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образом, школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образ жизни большому контингенту детей разного возраста. Школа должна помочь будущим взрослым научиться сохранять свое здоровье, здоровье будущих детей, избегать разрушительных вредных привычек.

Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в общеобразовательной школе говорит о том, что подросткам необходимо правильно уделять внимание рациональному режиму труда и отдыха, физической активности, нормальному питанию, режиму дня и т.д. В программе также большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и вредным привычкам.

Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.

Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни подростков играют потребностно-мотивационная сфера, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья[3].

Наши исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья. Данные о низкой заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом подтверждаются средними (42%) адаптационными возможностями большинства подростков.

Проведённая экспериментальная работа и анализ практической деятельности позволили выделить три условия эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков:

1) разработка системы социологической работы на государственном уровне;

2) проведение социолого-педагогической работы в общеобразовательных учреждениях среди подростков;

3) введение в школьную программу занятий, направленную на формирование здорового образа жизни подростков.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение. Формирование здорового образа жизни будет успешным, если разработать систему мероприятий направленных на приобщение подростков к здоровому образу жизни:

  1. проводить социологическое просвещение родителей;
  2. здоровый образ жизни войдет как составной элемент в общую систему воспитания подростков школы;
  3. будет целенаправленно стимулироваться внутренняя активность подростков к самовоспитанию, саморазвитию.

Средняя образовательная школа не только обучает, ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Поставленные цели в работе достигнуты, задачи выполнены. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы профилактики вредных привычек детей примере МОУ «Староситненская СОШ». Разработке методических рекомендаций для психологов школы, социальных педагогов, психологов школы, для руководителей общеобразовательных учреждений.


[1] Шумова И. М., Голицина Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Скрипторий, 2003. – С. 34.

[2] Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006.– С. 34.

 

[3] Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006.– С. 56.

 

Игровые технологии в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста (на примере МОУ Староситненская СОШ).
+7

Вертикальные вкладки