Формирование самосознания у подростка в современном мире.

Формирование самосознания у подростка в современном мире.

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
39
Цена: 
450руб.
№ работы: 408

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Анатомо–физиологические особенности организма подростка…………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика и периодизация подросткового возраста………5
1.2 Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка…………………………………………………………………………10
Глава 2. Формирование и развитие самосознания подростков……………..17
2.1 Самосознание в системе личностных ценностей подростка…………….17
2.2 Роль самосознания в сохранении психического здоровья подростка….24
2.3 Развитие позитивной Я концепции подростка……………………………32
Выводы………………………………………..…………………………………36
Литература………………………………………………………………………39

В последнее время проблема личности и ее развития является одной из актуальных в психологии.

Психическое развитие подростка неразрывно связано именно с формированием его самосознания. Этот вопрос достаточного сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи, педагоги, философы: Кон И.А., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Столин В.В., Реан А.А., Бордовская Н.В., Чеснокова И.И. и др. На современном уровне развития науки определены функции самосознания, выделена его структура, исследуется возникновения, формирование и взаимодействие разных его структурных компонентов. Но далеко не все еще известно, не всегда удается выявить внутренние механизмы становления и функционирования различных процессов, обеспечивающих работу самосознания, закономерности регуляции поведения человека на основе самосознания.

Важнейшим компонентом самосознания является самооценка.

Основанное на результатах процесса самопознания, она выражает также и отношение личности к самой себе, является основой для регуляции ею своего поведения. Изучению этого вопроса посвящено наибольшее количество работ в рамках проблемы самосознания.

Важность проблемы самосознания и, в частности, образа «Я», самооценки и уровня притязаний переоценить трудно. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу.

Это поможет лучше понимать при необходимости квалифицированно помогать ребенку, если у него возникнут какие-либо проблемы.

Данная курсовая работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме самосознания в формировании личности подростка; практическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Цель курсовой работы: изучить особенности формирования самосознания подростка.

Объект исследования: процесс формирования личности подростка.

Предмет исследования: самосознание и самооценка в формировании личности подростка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2.Изучить психофизиологические особенности ребенка подросткового возраста.

 

 

Понятие самосознания является одним из важнейших для современной психологической науки, о чем говорит возросшее количество исследований по данной проблематике в последние десятилетия. Если на заре становления психологии как самостоятельной науки самосознание практически приравнивалось к сознанию (ранее, «с высоты» марксистской психологии это было принято объяснять недостатками идеалистических подходов, невозможностью вообще выделить и развивать категорию самосознания с данной точки зрения), то уже в начале-середине прошлого столетия стали проводиться теоретические исследования понятия самосознания как особого психологического явления (опять же, в изданиях советского периода это было принято объяснять возникновением методологической возможности, отсутствовавшей в арсенале психологов до появления диалектического материализма). Затем тема эта была практически оставлена на многие годы, и лишь в последние три десятилетия исследования возобновились, при этом обретая черты не только теоретических, но и эмпирических (например, И.И. Чеснокова, В.В. Столин). В последние же годы интерес к проблеме самосознания резко возрос, число исследований стало весьма значительным, активно исследуются различные аспекты самосознания (в основном, это исследования в русле заданных Столиным и Чесноковой идей о компонентной структуре самосознания).

Подростковая пора - время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук... Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые - дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны...

Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками "не по росту": то слишком детскими, то слишком взрослыми.

Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуацию, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этом возрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам. Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Более серьезной и содержательной становится общественная работа подростков: они уже основные инициаторы и участники общественной жизни школы. Меняется положение подростка в доме. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают.

Родителям необходимо помнить, что друзья подростка - это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы "взрослого поведения", постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой "случайности" всегда стоит взрослый, отношения с ним.

Формирование самосознания у подростка в современном мире.
+7

Вертикальные вкладки