Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы в изучении интеллекта и креативности в отечественной и зарубежной литературе 6
1.1. Креативность как общая творческая способность 6
1.2. Изучение и опыт диагностики креативности в зарубежной психологии. 9
1.3. Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии. 21
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования креативности в процессе обучения психологии 27
2.1. Методика исследования 27
2.2. Результаты исследования 30
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Развитие общества и изменения окружающей среды привели к формированию повышенного спроса на компетентных, инициативных, независимых, уверенных в своих силах специалистов, которые не боятся рисковать, стремятся наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям и требованиям социального окружения. Все вышеперечисленные качества сочетаются у креативной личности.
Креативность (от лат. creatio – созидание) – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности[1]. Креативный индивид проявляет большой интерес ко всему новому и необычному, он инициативен и при этом может успешно приспосабливаться к возрастающим требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Креативную личность отличают такие качества, как гибкость, пластичность, высокая степень адаптивности, поэтому он более конкурентноспособен и востребован современным обществом.
Креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивает прогресс общественного развития.
Креативность предполагает наличие творческих способностей (возможностей) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
В настоящее время существуют различные подходы, рассматривающие проблему креативности по-своему. В зарубежной психологии изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Первое – связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Айзенк, Л. Термен, М. Воллах, Н. Коган). Второе направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам (Р. Стенбенрг, Р. Кеттел, К. Тейлор, А. Маслоу и др.).
В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей (П. Я. Гальперин, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова, О. М. Разумникова, О. С. Шемелина и др.).
Проблема креативности по-прежнему актуальна, так как до сих пор не существует единого мнения о природе креативности, о факторах, влияющих на ее проявление и развитие, о том, как креативность влияет на личность и ее поведение; в том числе, о том, насколько тот или иной процесс обучения влияет на формирование креативности у индивида. Последнее и обусловило выбор цели нашего исследования.
Таким образом, целью настоящего исследования является исследование влияния обучения в высшем учебном заведении профессионального образования на специальности «психология» на формирование кративности у индивида.
Объектом исследования является креативность как интегральное качество личности, предметом исследования – формирование креативности у студентов-психологов.
В качестве исследовательской гипотезы нами выдвинуто предположение о том, что обучение в высшем учебном заведении профессионального образования по специальности «психология» оказывает положительное влияние на формирование креативности у студентов.
В ходе исследования нами планировалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия креативности и опыта её психологической диагностики в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Спланировать и провести эмпирическое исследование формирования креативности у студентов-психологов в процессе их обучения в высшем учебном заведении профессионального образования.
В качестве методов исследования нами были применены анализ теоретических источников, метод сбора эмпирического материала - методика «Диагностика вербальной креативности» (адаптация теста С. Медника), метод математической обработки результатов – t-критерий Стьюдента для зависимых (связанных) выборок.
[1] Психология: Уч. для гуманит. вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2003.
Завершая настоящую работу, отметим следующее.
Под креативностью (от лат. сreatio – созидание) понимаются творческие способности (возможности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.
Основными параметрами креативности являются:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
- оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов и проч.
В то же время креативность – это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.
Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:
- когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);
- эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности);
- мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);
- коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).
Эмпирическое исследование по заявленной проблематике, проведённое нами, подтвердило гипотезу нашего исследования – предположение о том, что обучение в высшем учебном заведении профессионального образования по специальности «психология» оказывает положительное влияние на формирование креативности у студентов.