Введение. 3
1. Переходные формы планирования конструктивов. 5
2. Реконструкционные фрагменты постройки зданий. 17
3. Формирование композиционных структур в комбинированном пространстве 24
Заключение. 29
Список использованных источников 31
Объектом исследования являются доходные дома, спроектированные и построенные А. Гауди с 1898 по 1910 годы: дом Кальвет, дом Батло и дом Мила, а предметом исследования были характеристики объемно-планировочных решений и структур в зависимости от типологической принадлежности объекта и его частей. Цель исследования – раскрыть принципы творческого метода архитектора в проектировании доходных домов – последовательно разбита на два этапа: выявление характеристик объемно-планировочных решений и структур каждого объекта, сравнение характеристик трех объектов между собой. Предполагается, что подход А. Гауди к проектированию доходных домов эволюционировал в направлении от местной исторической традиции проектирования к индивидуальному творческому методу, для которого было характерно применение асимметричной объемно-планировочной схемы; детальная разработка всех элементов структуры; внесение новых функций в традиционную типологию этажей; высокая степень образности. Границы исследования обозначены периодом с 1898 по 1910 годы, а с точки зрения типологии построек – тремя доходными домами в Барселоне.
Характерными объемно-планировочными решениями у А. Гауди являются:
- устройство развитой системы световых двориков, расширяющихся кверху с целью естественного освещения, аэрации и создания общественного пространства – центра жилой структуры;
- разработка системы лестнично-лифтовых узлов для обеспечения пожарной безопасности и удобства пользования зданием для разных социальных групп (раздельный доступ на этажи для собственника и для арендаторов);
- введение новой конструктивной системы без несущих стен для свободного устройства различных поэтажных планировок;
- устройство подземной парковки и пандусов для транспортных средств;
- устройство единой поверхности нескольких фасадов сооружения;
- виртуальное объединение пространств улицы и внутренних двориков «прозрачной» входной группой.
Принципы творческого метода А. Гауди:
- связь объемно-пространственного решения с художественным образом и отражение художественного образа сооружения в его планировочной структуре – внесение семантической функции в структуру. (Образ дома – «скульптура». Подробнее об образной составляющей в творческом методе Гауди см. [6]);
- придание особого значения разработке заднего фасада и прилегающих пространств: двора, террасы, балконов, лоджий;
- упразднение симметрии в объемно-планировочной структуре корпуса;
- отказ от прямоугольной сетки объемно-планировочной структуры, развитие криволинейно-ломаной системы;
- усложнение объемно-планировочной структуры по сравнению с исторической традицией проектирования доходных домов;
- нарушение зрительно воспринимаемых границ между внутренним и внешним пространствами, между верхом и низом; главным, боковым и задним фасадами (нераздельность «наружного и внутреннего, вогнутого и выпуклого, целого и частей, стен и крыши… пульсирующего в одном ритме» [9, с. 184, 188];
- наделение аттикового этажа и уровня кровли утилитарной (хозяйственной, рекреационной) и художественно-эстетической функциями;
- построение композиционной схемы на основании принципов практичности и образности одновременно.