ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ТРАДИЦИОННАЯ, ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ.. 5
1.1. Традиционная культура. 8
1.2. Элитарная культура. 11
1.3. Массовая культура. 14
2. ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССОВОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУР В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 23
Сегодня во многих развитых странах доминируют постиндустриальные отношения. И с точки зрения экономики, постиндустриальное (и информационное) общество является более высокой стадией развития, чем общество индустриальное. Между тем, с точки зрения культуры, развитие постиндустриального общества отличается целым рядом противоречий.
Они проявляются, во-первых, в падении статуса национальной культуры, во-вторых, в резкой активизации потенциала этнической культуры и, в-третьих, в существенной трансформации функций и расширении сферы действия массовой культуры. Эти изменения оказываются столь существенными, что новая культурная конфигурация позволяет называть современную эпоху не эпохой «восстания масс», а эпохой «восстания элит» (в терминологии М. Г. Делягина), говорить об «этнокультурном ренессансе», о завершении эпохи массовой культуры и формировании универсальной, популярной культуры, вбирающей в себя все типы (А. Захаров).
В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее. Сегодня в России наблюдается, с одной стороны, ослабление национальной культуры, а с другой - архаизация бытовых укладов. Это связано в основном с нерегулируемой неквалифицированной миграцией из стран бывшего Советского Союза. При этом в этнонациональной политике доминирует вместо ассимиляционной модели практика мультикультурализма, которая ведет к культурно-этнической фрагментации общества. Если говорить о высокой культуре, то элитарность сегодня соотносится в первую очередь не с культурными факторами, а финансовыми и политическими. В свою очередь массовая культура существует сегодня не в качестве формы, организующей социальную солидарность и поддерживающей национальную культуру, а в качестве способа распространения потребительских ценностей. Это ведет к эрозии этических оснований общества, т. е. мы усваиваем верхушку постиндустриального общества как общества услуг и общества потребления, которая накладывается на архаизированный доиндустриальный базис.