Диагностика социально-психологического климата на малом предприятии..

Диагностика социально-психологического климата на малом предприятии..

Тип работы: 
Курсовая
Предмет: Психология
Год выполнения: 
2012
Объем: 
44
Цена: 
500руб.
№ работы: 369
Дополнительная информация: 
С приложением.


Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ психологического климата в коллективе и стиля управления руководителя 4
1.1. Сущность взаимоотношений и социально-психологического климата трудового коллектива 4
1.2. Психологическая характеристика стиля управления коллективом и лидерства 14
1.3. Основные выводы по главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат в коллективе 24
2.1. Методологические основы исследования 24
2.2. Организация исследования 28
2.3. Полученные результаты и выводы по исследованию 30
Заключение 36
Литература 37
Приложения 40

Актуальность работы. Всякая общественно полезная деятельность человека, начиная с производства разнообразных товаров и услуг и заканчивая генерированием и накоплением знаний, воспитанием и образованием личности, осуществляется не только на соответствующем духовном и материальном фундаменте, но и на основе и в процессе общественных (социальных) отношений, которые объективно обусловленным образом подлежат процессу управления. К таким отношениям и принадлежит такой социально-психологический феномен, как социально-психологический климат коллектива. При этом отметим, что важность изучения указанного феномена в том числе определяется тем, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Социально-психологический климат [гр. klima (klimatos) — наклон] — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Таким образом, представляется правомерным диагностику социально-психологического климата в реальной группе или на реальном предприятии проводить не с точки зрения описания его характеристик, а с точки зрения вычленения характера и степени влияния на него различных организационных и управленческих факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер.

В частности, социально-психологический климат, как будет в дальнейшем показано в теоретической части нашей работы, зависит от стиля руководства и характера организационной культуры. Вместе с тем универсальность характера такой зависимости для представителей всех групп специальностей до настоящего времени находится под сомнением.

При этом проблема эффективного управления человеческими ресурсами относится к одной из наиболее сложных в современной психологии управления.

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Скорее, стиль данного руководителя может быть соотнесен с какой-то позицией в определенном континууме.

Целью настоящей работы является выявление влияния стиля управления трудовым коллективом на психологический климат в коллективе на примере трудовых коллективов малых предприятий ‑ торговых организаций.

Объектом нашего исследования явились трудовые коллективы малых предприятий ‑ торговых организаций, предметом исследования – стиль управления трудовыми коллективами и показатели социально-психологического климата в них.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ сущности взаимоотношений и социально-психологического климата трудового коллектива.

2. Теоретический анализ стиля управления трудовыми коллективами и его влияния на социально-психологический климат.

3. Эмпирическое исследование влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат в коллективе.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что коллектив, руководитель которого использует демократический стиль руководства, имеет более высокие показатели социально-психологического климата в отличие от коллектива, руководитель которого использует авторитарный стиль руководства.

Завершая наше исследование, отметим следующее.

Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных подразделений с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Сложность работ по исследованию стиля руководства обусловлена, в первую очередь, тем, что универсалии, которые годятся для каждого человека, выработать достаточно сложно. Рассмотренные в работе двумерные континуумы стилей руководства, как правило, не исчерпывают всей многоплановости проблемы эффективного руководства персоналом и организацией в целом. При этом исследовательские попытки привнести в данную проблему новое в большинстве случаев приводят к возникновению новых теорий и концепций, классификаций и методов, относящихся к руководству. В этой связи особенно актуальным становятся практические исследования по заявленной проблематике.

В настоящем исследовании проанализированы понятия социально-психологического климата трудового коллектива, стиля руководства коллективом, а также практически установлен характер влияния стиля руководства на психологический климат в трудовых коллективах малых предприятий торговли.

Гипотеза нашего исследования доказана. Вместе с тем, нами выдвинуты ряд предположений, подлежащих проверке в лонгитюдном исследовании, проведение которого может быть составной частью дипломной работы.

Диагностика социально-психологического климата на малом предприятии..
+7

Вертикальные вкладки